Школа высшей пробы. Сегодня станут известны абсолютные победители конкурсов "Учитель года" и "Лучшие школы России"
Сегодня в Государственном Кремлевском дворце министр образования и науки Андрей Фурсенко вручит главные награды лучшим из лучших — «Учителю года-2006» и «Лучшей школе России».
Чествование победителей пройдет в рамках общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Около 5 тысяч учителей, директоров школ, представителей вузов, ставших победителями конкурсного отбора, и талантливая молодежь, отмеченная президентскими грантами, съедутся на грандиозный образовательный слет со всей России.
Напомним: стартовавший в нынешнем году нацпроект «Образование» — это масштабная государственная поддержка российской школы. А именно: поощрение классных руководителей надбавкой в 1000 рублей, гранты в миллион рублей для 3 тысяч лучших школ России, гранты для вузов, представивших лучшие инновационные программы развития (их уже получили 17 победителей конкурса), 100 тысяч рублей для каждого из 10 тысяч лучших педагогов, премии для лучших аспирантов, студентов и школьников (более 5 тысяч молодых людей от 14 до 25 лет получили по 30 и 60 тысяч рублей). Плюс к этому еще создание двух национальных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах (процесс сейчас идет полным ходом), а также двух престижных бизнес-школ в Санкт-Петербурге и Москве.
За всеми новинками национального проекта пристально следит вся страна. Но наибольшее внимание, конечно, приковано именно к конкурсам школ и учителей. И это понятно: ведь пришлось даже внести изменения в правила проведения «Учителя года» и «Лучших школ России». Если раньше любой учитель и любая школа могли претендовать на участие в соревнованиях, то теперь это право есть только у тех, кто уже получил президентскую поддержку.
В начале октября в Челябинске были названы имена пятерки лучших учителей. Ими стали четыре преподавателя русского языка и литературы: Игорь Апольский из села Развиленское Ростовской области, Ольга Ковалева из Тюмени, Екатерина Уба из Ульяновска и Андрей Успенский из Череповца, а также учитель истории из Санкт-Петербурга Сергей Букинич.
Десятка же лучших школ, одна из которых сегодня получит статус «Школа школ», определилась 30 октября в Москве. В нее попали две московские школы, а также образовательные учреждения из Абакана, Железногорска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Воркуты, Троицка и Костромской области.
Но и пятерка учителей, и эти десять школ уже априори лучшие. У каждого финалиста своя изюминка, своя уникальная, можно сказать, «авторская» программа и методика. К примеру, историка Сергея Букинича отлично знают не только в родном Питере, но и в Финляндии — как организатора международной школы «Альбатрос». Словесник Андрей Успенский из Череповца преподает литературу в школе с математическим уклоном, а факультативно учит ребят понимать и любить кантри-музыку.
В средней же школе N 39 Воркуты каждый ученик без преувеличения готовый эколог: где еще, скажите, могут похвастаться школьным парком, в котором высажено почти две тысячи деревьев? А вот в лицее «Гармония» города Железногорска мальчики и девочки встречаются только на переменах: здесь раздельное преподавание. По словам директора Елены Дубровской, подобная система как нельзя лучше учитывает все психологические нюансы развития и обучения детей, и в первую очередь юных представителей сильного пола. Как результат, из 27 медалистов минувшего учебного года больше половины — именно мальчики, которые обычно отстают в учебе.
По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, каждый директор и каждый учитель, вышедший в финал, — это настоящая находка для министерства. «Директоров лучших школ мы обязательно будем привлекать в качестве экспертов для работы над нацпроектом в 2007 году, — подчеркнул он. — Особенно важно их участие в разработке нового направления нацпроекта — конкурса регионов». Кстати, финалисты конкурса «Учитель года» уже принимают самое активное участие в экспертизе школьных учебников.
Накануне форума корреспондент «РГ» встретился с некоторыми из претендентов на победу и задал им один вопрос: «Как распорядились школы и педагоги президентскими грантами?»
Олег Голованов, директор школы п. Караваево, Костромская область :
— Полученный миллион рублей уже тратим вовсю. Ведь если этого не сделать до конца года, деньги вернутся в госбюджет. Купили новую мебель, оргтехнику, обновили медиатеку.
Надежда Гужавина, директор школы N39 г. Воркуты :
— Обновили компьютерные классы, закупили мультимедийные доски — это для нас очень важно. Здорово, что государство начало так помогать школам. Однако материально-техническая база системы образования пока по-прежнему отстает от современных требований, особенно в провинции. И миллион рублей — это очень мало.
Сергей Букинич, учитель истории, гимназия N 116, г. Санкт-Петербург :
— Уточню: учителя получили не 100 тысяч рублей, а 87, так как 13 процентов от гранта мы отдали в качестве налога. Для педагога, который получает зарплату в несколько тысяч рублей, — это много. Но, допустим, чтобы решить болезненный для всех педагогов квартирный вопрос, не хватит.
Мария Агранович
22 ноября 2006 г.
***