Она обожает литературу, но учится в физико-математическом лицее. Какое будущее ее ждет — техническое или гуманитарное, — еще не определилась, зато заняла первое место на Международной космической олимпиаде, которая проходила в ее родном городе Королеве. Тем самым девятиклассница Лена Шушкевич вернула в Россию олимпийское “золото” по космосу.

В прошлом году наши школьники проиграли его иностранцам. На этот раз российские ребята не ударили в грязь лицом и обошли по баллам участников из других стран — Германии, Америки, Греции, Англии, Австралии и Казахстана. Все-таки граждане первой космической державы…

— Я живу и учусь в наукограде, через дорогу от моего дома находится Центр управления полетами. Несколько раз в год мы встречаемся с космонавтами или сотрудниками ЦУПа, пишем сочинения на космические темы, решаем “космические” задачки по алгебре… Хочешь не хочешь, а космос повсюду, — как бы оправдывается Лена за свою победу.

Технической стороной дела она, правда, не интересуется. Что такое гравитация и невесомость, девушка, конечно, знает, но ей куда любопытнее изучать отношения между людьми в замкнутом пространстве, коим является космический корабль. Вместе со своим научным руководителем девятиклассница разработала систему борьбы со стрессами для космонавтов, которая и привела ее к олимпийскому “золоту”.

В последнее время ученые доказывают, что успех человека в жизни на 80% зависит от так называемого эмоционального интеллекта, то есть умения выстраивать отношения с другими людьми. Космонавтам тренировать свой эмоциональный интеллект намного сложнее, так как на орбите много дополнительных “отягчающих” факторов для нормального общения. Космонавты находятся в замкнутом пространстве — покинуть корабль нельзя — и вынуждены месяцами общаться только между собой. Они страдают от гиподинамии (мало двигаются) и недостатка информации из внешнего мира. Общение с Землей длится всего несколько минут в день. Этого, конечно, недостаточно. Приходится искать общий язык с командой, которая к тому же состоит из иностранцев, людей с совершенно разными менталитетами.

Международная космическая олимпиада проходит в несколько этапов. Сначала — творческий тур, где дети презентуют подготовленные проекты по одной из наук, с обязательной ссылкой на космос. Потом испытания по математике и физике, а дальше выбираешь сам, что предпочесть: информатику либо сочинение по литературе. Темы почти сплошь философско-космические — “Познание мироздания”, “Жизнь после жизни” и т.д.

— Самое сложное для меня — это физика с математикой, — откровенничает победительница. — Хотя это и профильные предметы в моем лицее, но я на самом деле гуманитарий.

К физике Лену готовил старший брат, студент физтеха, к математике — выпускница ее школы, а по литературе — мама, которая преподает в том же лицее.

Любопытно то, что Лена попала на космическую олимпиаду впервые, да и вообще в школе она не отличница. В первой четверти космическая победительница схватила “тройки” по алгебре и географии.

Как же ты на олимпиаду попала с такими оценками?

— На этой олимпиаде оценки не играют никакой роли. Главный критерий — творческий проект. Мою работу посчитали интересной и важной.

Впрочем, своей победе Шушкевич до сих пор удивляется. Надо же — всех одиннадцатиклассников обошла! А космические просторы школьница называет “неподнятой целиной”. “Там можно много всего хорошего сделать”, — уверена Лена.

То есть твое будущее будет как-то связано с космосом?

— Так как я учусь в профильном лицее, то, наверное, мое будущее будет связано с физикой и математикой. Но я пока не уверена, ведь мой любимый предмет — литература. В любом случае, еще предстоит два года учиться в школе — есть время подумать.

Мария ЧЕЛИЩЕВА

Московский Комсомолец от 22.11.2006

Московский Комсомолец

***