По информации Федеральной службы по тарифам (ФСТ), с 1 февраля 2007 года нам с вами предоставят возможность выбирать тарифный план для собственного квартирного телефона. Вместо фиксированной абонентской платы, не зависящей от количества местных звонков внутри сети фиксированной телефонной связи, появляется линейка из трех тарифов, да еще и вводится новое понятие: «плата за пользование абонентской линией».

Массовому потребителю предлагается во всем этом разобраться и сделать осознанный выбор.

Надеяться на то, что к первому февраля 2007 года население будет информировано о переменах и готово к ним, не приходится. С момента законодательного введения принципа «платит звонящий» прошло почти пять месяцев, однако по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 14,3% россиян до сих пор об этом не подозревают. И это несмотря на то, что пресса, радио и телевидение обильно освещали тему. Так что скорее всего выбором тарифа оплаты городского телефона мало кто озаботится специально.

Телефон подорожает?

Что произойдет в случае, если абонент положится на авось и не выберет ни один из трех тарифов? Заместитель руководителя ФСТ Виталий Евдокименко заявляет, что в этом случае телефон будет автоматически переведен на так называемый «комбинированный» тариф. Он предусматривает менее 14 минут бесплатных разговоров в день. Что неминуемо приведет к существенному росту счетов за внутригородские звонки.

Посмотрим, как дело обстоит в Москве, учитывая, что ситуация с новыми правилами оплаты фиксированного телефона в столице ничем принципиально не отличается от ситуации в регионах. Абоненты Московской городской телефонной сети (МГТС) уже получили от связистов «подарок» в виде 1,5 руб. платы за каждую минуту звонка на федеральный мобильный номер. Да, того требует принцип «платит звонящий». Но дело могло повернуться значительно хуже: если бы не весьма активные усилия Мининформсвязи (вплоть до откровенного давления на сотовые компании, которые не желали довольствоваться отчислениям 95 коп. за минуту соединения с сетью фиксированной связи), стоимость звонков с городских на мобильные телефоны оказалась бы значительно выше полутора рублей. Попытки сотовых операторов, вынужденно согласившихся на 95 коп. с минуты, все же взять свое за счет увеличения цен на исходящие звонки тоже не прошли. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман среагировал на это публично, заявив, что такое изменение тарифов «не вполне обосновано». А теперь, очень на то похоже, по пути удорожания своих услуг пойдут операторы фиксированной связи.

Как мы будем платить за городской телефон

Обязательное введение трех тарифных планов на услуги связи предусмотрено статьей 54 Федерального закона «О связи» и постановлением правительства РФ от 24 октября 2005 года «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». Три будущих тарифа: с повременной (поминутной) оплатой всех разговоров, с абонентской платой за неограниченный объем телефонных соединений и комбинированный тариф, в котором определенное количество минут включено в обязательную ежемесячную абонентскую плату, а разговоры сверх этого оплачиваются дополнительно.

Причем нам в любом случае придется платить фиксированную стоимость пользования телефонной линией (условно это можно считать платой за возможность бесплатно отвечать на входящие звонки). Еще раз напомним: звонки на сотовые телефоны, междугородные и международные соединения в этих тарифах не учитываются и оплачиваются отдельно.

Насколько подорожает связь

На первый взгляд не так уж и намного. По предварительным данным ФТС, абонентская плата за неограниченное количество времени местных разговоров (то, чем мы пользуемся сейчас) составит 270 руб. в месяц. Но это без учета обязательной платы за аренду линии (125 руб.). В сумме выходит 395 руб. в месяц. Поневоле в голову приходит предположение о том, что новое понятие «аренда линии» придумано исключительно для маскировки двукратного подорожания городской связи.

В варианте с повременной оплатой мы отдадим те же 125 руб. за «аренду линии» и 28 коп. за каждую минуту местного разговора. Простая арифметика приводит к выводу: если захочешь уложиться в сегодняшние 200 руб., то разговаривать придется не больше восьми (!) минут в день. Если вам «повезло» и дом подключен к совсем древней станции (таковых в Москве осталось немного), то ввиду технической невозможности поминутной тарификации вам просто увеличат абонентскую плату с 200 до 229 руб. в месяц.

От грядущего повышения цен больше всех пострадают социально незащищенные слои населения — пожилые пенсионеры, больные, инвалиды и т.п. Все те, для кого квартирный телефон остался чуть ли не главной ниточкой, связывающей человека с окружающим миром.

Оправдано ли удорожание

Телефонные компании утверждают, что абонентская плата за телефон не покрывает затрат и даже отстает от темпов роста инфляции в стране. Так ли это на самом деле? Независимый интернет-ресурс www.cells.ru приводит любопытные цифры по росту инфляции и повышению цен на безлимитную фиксированную связь за последние семь лет. Получается любопытная картина. Например, при инфляции в 2005 году 10,9% абонентская плата выросла на 17,6%. Прогноз на 2006-й и начало следующего года и вовсе не радует: у инфляции нет ни одного шанса угнаться за стоимостью фиксированной телефонной связи, которая подорожает на 97,5%! Даже если предположить несовершенство методики расчетов, примененной экспертами www.cells.ru, есть повод задуматься о причинах роста тарифов.

Новые тарифы на абонентское обслуживание городских телефонов вводятся не только в Москве, но и по всей России. По данным аналитического агентства J»son & Partners, прибавка к доходам операторов местной связи от введения новых тарифных планов может составить порядка двух миллиардов долларов в год.

Спору нет, операторы фиксированной связи в процессе ведения своего бизнеса несут серьезные расходы. К примеру, по данным пресс-службы МГТС, только с 14 по 16 ноября злоумышленники вырезали, похитили и сдали в пункты приема металлолома в общей сложности почти 100 м дорогого телефонного кабеля (последнее время сообщения такого рода стали основной темой пресс-релизов компании). Возможно, компания продемонстрировала бы большую эффективность, ограничив доступ воров к телефонным колодцам вместо того, чтобы перекладывать такого рода издержки на плечи лояльных абонентов.

Сергей ПОТРЕСОВ

N°214

21 ноября 2006

Время новостей

***