На прошлой неделе по всему миру, во многих городах одновременно, состоялось мероприятие под названием World Usability Day. Посвящено оно вполне актуальной проблеме — совершенствованию человеко-машинных интерфейсов.

Ежегодное проведение World Usability Day взяло на себя международное общество Association for Computing Machinery. В России его представляет организация RusCHI (последние три буквы аббревиатуры обозначают computer-human interaction, т.е. «взаимодействие компьютера и человека»).

Слово usability в английском имеет вполне ясное значение: удобство и простота использования. Применительно к программному обеспечению этот термин обладает еще одним важным оттенком — он употребляется в смысле «практичность». Если нынешний инженер говорит о usability, то скорее всего он имеет в виду удобство работы с тем или иным программным продуктом. В этом, по мнению возглавляющего RusCHI доцента психологического факультета МГУ Ивана Бурмистрова, и состоит причина, оправдывающая появление термина «юзабилити» в русском языке (точнее, в жаргоне части компьютерных специалистов). Понятие «юзабилити» дополняет более привычный термин «эргономика». Там, где дело касается проектирования механической части устройств (будь то электронный будильник, клавиатура компьютера или стиральная машина), мы имеем дело с эргономикой. Но там, где кончается механика и начинается микропроцессорная электроника, появляется «юзабилити». Это сфера исследователей, занимающихся вопросами создания удобных компьютерных программ.

В России World Usability Day организовали RusCHI и крупнейшая отечественная софтверная компания «1С». Обсуждалось главным образом проектирование интерфейсов компьютерных программ, предназначенных для автоматизации бизнеса.

В этом смысле слово «юзабилити», надо сказать, не несет особой новизны: проблема проектирования эффективного интерфейса «человек-компьютер» появилась одновременно с интерактивными программами. В Microsoft, например, еще в прошлом веке при создании Windows и Office вовсю использовали психологов. А также ставили эксперименты на добровольцах из числа пользователей, фиксируя видеокамерой, как клерки и почтенные афроамериканские домохозяйки ругают Outlook и MS Word в попытках понять логику работы программы.

Точно так же, кстати, теперь поступают в «1С», снимая на видео процесс работы подопытных пользователей (тоже из числа добровольцев) и анализируя потом их реакции. По словам Олега Фогеля, одного из разработчиков продуктов этой компании, «пользователь должен не просто иметь возможность работать быстро — гораздо важнее, чтобы он был доволен».

И все же тематика World Usability Day затрагивает гораздо более широкую область. Год назад в рамках шоу World Usability Day прошла раздача наград от британской UK Usability Professionals Association (существует с 2003 года). Приз в категории «Лучший потребительский продукт» получил MP3-плеер Apple iPod, который жюри сочло более других соответствующим определению «интуитивно понятной и ненавязчиво элегантной вещи». Также были отмечены сервис GoogleLocal («Лучший поисковый сайт»), Flickr («Лучший сайт для общения»), сайт JhonLewis.com («Лучший сайт для общения в реальном времени») и веб-браузер Firefox (номинация «Лучшая программа»). В нынешнем году вручение наград UK Usability Professionals Association состоится ближе к Новому году в таких номинациях: лучший массовый веб-сервис, Intranet (приложения для корпоративных сетей, построенных на тех же технологиях, что и Интернет), веб-сайт категории «B2B» (т.е. предназначенный для делового взаимодействия компаний), мобильный сервис, сервис интерактивного телевидения, приложение для настольного компьютера и, наконец, наиболее удобный веб-сайт.

Если рассматривать связанные с «юзабилити» проблемы в еще более широком контексте, то следует заметить, что они возникли даже прежде, чем появились компьютеры. Иван Бурмистров в числе множества несуразно сделанных человеко-машинных интерфейсов называет, например, городской таксофон — для того, чтобы им воспользоваться, пешеходу необходимы обе руки, в то время как одна из них чаще всего занята сумкой или портфелем. Еще один и, пожалуй, самый забавный пример — табло в московском метро. Оно показывает время, прошедшее с момента отхода поезда, на который вы опоздали.

Андрей АННЕНКОВ, «Профиль», — специально для «Времени новостей»

N°214

21 ноября 2006

Время новостей

***