Программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников еще до начала монетизации недоброжелатели главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова называли не только глобальным социальным проектом, но и весьма успешным коммерческим предприятием для ряда фармкомпаний страны.

Огромные объемы медикаментов, пусть и поставлявшихся на условиях товарного кредита с полугодовой отсрочкой платежа, уже сами по себе были гарантией хорошей маржи. А они к тому же гарантировались госбюджетом, выделившим в 2005 году на лекарства для льготников более 50 млрд руб., а в этом — 29,1 млрд (право на бесплатные рецепты выбрали, по данным Пенсионного фонда, лишь 45% льготников, остальные предпочли наличные деньги). Причем из-за затянувшихся споров о монетизации между Госдумой и правительством конкурсный отбор уполномоченных государством национальных дистрибьюторов на первый год реформы не проводился — ими де-факто стали крупнейшие российские компании вроде признанных лидеров рынка «СИА Интернэшнл» и «Протек», а также успешно ориентирующиеся не только в рыночных, но и в политических сферах группы «Биотэк» и РОСТА.

В октябре 2005 года Фонд обязательного медицинского страхования провел конкурс, но картина кардинально не изменилась. Официально к участию в программе было привлечено более 20 компаний, но лидеры остались теми же, разве что произошло некоторое перераспределение территорий влияния. И если, по данным ЦМИ «Фармэксперт», в обороте «СИА» и «Протека» поставки по ДЛО составляли в первом полугодии 2006-го 23 и 22% соответственно, то два других национальных дистрибьютора в большей степени переориентировались на выполнение госзаказа — для РОСТА этот показатель составляет 45%, а для «Биотэка» и вовсе 65%.

Однако в 2006 году способности фармацевтических компаний, всего за год наладивших бесперебойные цепочки доставки лекарств до социальных аптек (именно этого требовал от них г-н Зурабов в начале монетизации), явно превзошли финансовые возможности программы ДЛО. Стоимость выписанных и уже отоваренных рецептов еще летом превысила «лимит», заложенный в бюджете фонда обязательного медицинского страхования, а к середине осени аптечные сети и фармкомпании «перевыполнили план» более чем на 20 млрд руб. Согласно отчету, который поступил в Минздравсоцразвития из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в конце третьего квартала, было выставлено счетов на 45,8 млрд руб. и лишь половина оплачена. При этом стоимость одного рецепта превысила «психологический порог» в 500 рублей.

Столкнувшись с необходимостью просить, с одной стороны, у Минфина и Госдумы выделения дополнительных ассигнований, с другой — объясняться с требующими оплаты дистрибьюторами, а с третьей — с теми, кому по долгу положено разбираться с перерасходом бюджетных средств, чиновники из Минздравсоцразвития и «Росздравнадзора» инициировали серию встречных проверок. В ведомстве г-на Зурабова, по сути, признают, что нарушения в больших или меньших масштабах до сих пор встречаются практически во всех звеньях цепочки. В официальном отчете министерства со ссылкой на последние данные мониторинга программы ДЛО упоминаются и злоупотребления врачей, выписывающих дорогие препараты не всегда обоснованно и в большом количестве, и факты преднамеренного завышения цен производителями и поставщиками, умудряющимися продавать государству через социальные отделы аптек препараты дороже, чем с коммерческого прилавка. ФФОМСу и отобранным им на конкурсе поставщикам попеняли за то, что за полтора года так и «не внедрена в полном объеме система персонифицированного учета в системе ДЛО, которая могла бы позволить вести строгий учет по каждому пациенту» и легко проверять обоснованность и количество выписанных лекарств. Но, похоже, бороться со всеми «перегибами» и «недостатками» руководители Минздрава собирались, по-прежнему издавая массу приказов и постановлений, а никак не с привлечением Уголовного кодекса.

Олег ВОЛКОВ

N°213

20 ноября 2006

Время новостей

*