WAP-порталы возродят рынок мобильного контента
Контент-провайдеры в третий раз собрались в Петербурге на конференцию, посвященную допуслугам сотовой связи. Традиционные картинки и мелодии им продавать все сложнее, на «лохотроны» люди уже не реагируют, поэтому ставку делают на WAP-порталы.
Мобильный интернет заработает на рекламе |
Представители компаний, работающих на рынке мобильного контента, собрались в музее связи на третью международную конференцию Mobile VAS Conference. В своих докладах они были солидарны в одном – надо срочно развивать WAP.
До 2006 года операторы развивали WAP-порталы по остаточному принципу, считает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров. Всех участников рынка вполне устраивали традиционные варианты продажи мобильного контента – при помощи отправки SMS на короткие номера и звонков на голосовые порталы.
Год назад спрос на картинки и мелодии стал уменьшаться, продажи у всех игроков сократились от 30% до 2–3 раз. Причин, по мнению Кирилла Петрова, несколько. Это и недоверие пользователей из-за низкого процента удачных закачек (чуть больше 50%), и сложность настройки телефона, и дороговизна трафика, и возросшие требования к контенту. Скажем, если человек хочет закачать мелодию, то ему нужен уже реалтон в формате mp3, а покупать его у контент-провайдера – самый дорогой и неудобный способ.
Вместо «отправь SMS» рынок тут же заполонили голосовые сервисы. Пользователю предлагали позвонить по короткому номеру, прослушать мелодии и получить их на мобильник «совершенно бесплатно» – при этом, понятно, оплачивался сам звонок из расчета 40–50 центов за минуту. Пик этого сегмента (его принято называть IVR-услугами, Interactive Voice Response) пришелся на декабрь 2005 года, однако затем люди поняли, что «бесплатный» контент по звонку получается еще дороже, и спрос стал резко падать.
Началом конца IVR стал май 2006 года, когда на телеканале ТНТ появилась игра «Деньги на проводе», идея которой быстро разошлась по рынку. Суть этого, по мнению Кирилла Петрова, «лохотрона», заключается в следующем: ведущий задает простой вопрос, а тот, кто дозвонится на специальный номер и правильно ответит, получит неплохой денежный приз. И вот тянутся минуты эфира, но почему-то никто не спешит отвечать. Ведущий постоянно подстегивает: «Неужели никто не знает ответа, ну позвоните же…» На самом деле на указанный номер обрушивается шквал звонков, но все звонящие попадают не в эфир, а на автоответчик, который сообщает о том, что «сегодня вам не повезло» – разумеется, деньги при этом исправно снимаются со счета абонента.
Будущее – за WAP-порталами с тарификацией по факту загрузки, считает Кирилл Петров. По его данным, услугами WAP в России пользуются сегодня 16 млн абонентов. Председатель совета директоров аналитической компании Comnews Research Оксана Панкратова уточняет, что 16 млн – это число номинальных пользователей GPRS. Активных из них 8 млн, а 87% этого числа пользуются WAP – таким образом, в мобильный интернет с телефона выходят регулярно 7% общего числа пользователей мобильной связи.
Популярность WAP выросла благодаря внедренным операторами системам автоматической настройки телефонов, проводимым ими программам обучения абонентов, рекламе WAP-ресурсов и внедрению тарификации по факту загрузки. Однако на сегодняшний день, по мнению Оксаны Панкратовой, в WAP доминирует торговая модель получения прибыли – деньги зарабатываются на непосредственной продаже контента, в то время как гораздо перспективнее рекламная модель – контент будет бесплатным, а деньги принесет размещение рекламы.
Сегодня объем рынка рекламы на WAP-сайтах близок к нулю. Между тем, по мнению Кирилла Петрова, эта реклама на самом деле очень эффективна – так, CTR (количество кликнувших из числа увидевших) баннеров здесь составляет 3–5% (в «большом» интернете десятые доли процента считаются хорошим показателем). Сегодня объем рынка контент-услуг составляет, по данным Comnews Research, $450 млн, однако к 2010 году благодаря развитию WAP он может вырасти до $1 млрд.
Илья Шатилин
16 ноября 2006; 14:24
***