Бывая в европейских столицах и прогуливаясь в районе фешенебельных отелей и самых дорогих в мире магазинов, нельзя не заметить в этих кварталах непропорционально большое количество шикарно одетых богатых чернокожих африканцев в сопровождении одной или нескольких жен, обвешанных золотом и бриллиантами, как рождественские елки.

В этом наблюдении нет и доли расизма, поскольку я прекрасно понимаю, что без многовекового интереса белого человека к природным богатствам Африки и дешевому труду ее чернокожего населения африканские царьки, президенты, министры и революционные вожди не могли бы прожигать богатства недр своих стран в благополучной Европе.

Эти мысли пришли мне в голову после просмотра фильма «Кровавый алмаз» (Blood Diamond), поставленного режиссером Эдвардом Цвиком по сценарию Чарльза Ливитта. Картина – редкая птица: приключенческий боевик с общественно значимым посланием. Которое быстрее дойдет до адресата-зрителя из-за увлекательной формы, прекрасной игры актеров и мастерства режиссера – автора «Последнего самурая», «Славы» и ряда других запомнившихся работ.

Хотя фильм цветной (оператор Эдуардо Серра), его можно обозначить как черно-белый – в философском плане, поскольку среди многих проблем, поднятых в картине, одна стоит особняком: это сложные отношения между черными и белыми африканцами, одинаково привязанными к этой красной, а часто и кроваво-красной земле.

Другая тема – это эксплуатация международными корпорациями нестабильной политической ситуации во многих регионах Африки для извлечения максимальной прибыли из конфликтов, поскольку очередные властители искусственно нарезанных колонизаторами стран и претенденты на их место энергично воюют за природные ресурсы, чтобы, торгуя ими, покупать оружие для новых войн и так называемых революций.

В «Кровавом алмазе», как следует из его названия, предметом гражданской войны в африканской стране Сьерра-Леоне является контроль над добычей алмазов, превращаемых потом в бриллианты. Действие фильма происходит в 1999 году, когда конфликт между «революционными повстанцами» и правительством достиг апогея. В стране разгул насилия. В рыбацкую соломенную деревушку врывается банда «революционеров». Головорезы расстреливают мирных жителей без разбора – мужчин, женщин, стариков, детей.

Рыбак из племени менде Соломон Ванди (Джимон Хунсу) спасает свою семью, но попадает в рабство. Его под автоматами заставляют работать на алмазных копях. Тем временем его 12-летнего сына (Кагисо Кейперс) захватывают те же «революционеры» и превращают с помощью промывания мозгов и наркотиков в солдата-ребенка, каких сегодня в Африке не менее 400 тысяч.

Соломон случайно находит и прячет редкий розовый алмаз, который может стоить бешеных денег на бриллиантовом рынке. О его находке узнает вождь бандитов Мед (Нтаре Мвине), но не успевает добиться у Соломона признания о месте тайника, поскольку допрос прерван рейдом правительственных войск. Когда в результате рейда палач и жертва оказываются в одной и той же тюрьме, Мед в психопатическом приступе объявляет во всеуслышание о розовом алмазе.

Находящийся по обвинению в контрабанде в той же тюрьме родезийский наемник Дэнни Арчер (Леонардо Ди Каприо) слышит это и понимает, что розовый алмаз – его последний шанс выбраться из Африки и оставить сомнительную карьеру, которая после участия в войнах в Анголе и Мозамбике в составе южноафриканской армии привела его на тропу контрабанды бриллиантами.

Ди Каприо создает очень сложный образ белого африканца, которого лишили родины, превратив процветавшую Родезию в пришедшую в полный упадок Зимбабве. Дэнни, хотя его семью зверски убили «коренные» жители, связан с Африкой больше, чем он даже сам думает. Хотя он и полон предубеждений по поводу черных африканцев, ему приходится вступить в сотрудничество с Соломоном, поскольку только тот знает, где закопан алмаз.

Если для Дэнни алмаз – билет на свободу из пут трагического континента, то для Соломона розовый камешек – способ спасти семью, особенно после того, как он узнает о судьбе своего сына. Фильм ненавязчиво ставит вопрос о человеческих приоритетах: что важнее – богатая жизнь на Западе или судьба всего лишь одного ребенка в Африке на фоне страданий миллионов людей (сцена в миллионном лагере для беженцев – одна из самых душераздирающих)?

Два актера – Ди Каприо и Хунсу, оба в прошлом номинанты на «Оскар», создают очень интересный черно-белый дуэт. В отношениях их героев прочитывается вся сложность отношений черного большинства Африки и ее белого меньшинства.

Особенно хорош в своей роли Леонардо Ди Каприо, от фильма к фильму набирающий силу, как ведущий актер своего поколения. Он не боится выворачивать свою душу наизнанку. Насколько велико его мастерство, видно в сцене его расистского приступа, когда он всячески унижает своего черного партнера. Но Дэнни Арчер, как его играет Ди Каприо, – фигура куда более сложная. Его герой способен и на благородные поступки, не обязательно мотивируемые корыстью.

Драматургия фильма построена так, что решительный перелом в мировоззрении Арчера начинается со встречи с американской журналисткой Мэдди Боуэн (Дженнифер Конноли). Она прибыла в Африку, чтобы раскопать тайные пружины конфликтов, их движущие силы, узнать имена лиц, дергающие за ниточки кровожадных марионеток из своих уютных лондонов и антверпенов. Авторы представили Мэдди несколько по-голливудски идеальной: она даже в минуты смертельной опасности и горячки боя не теряет внешней привлекательности и даже сохраняет нетронутой прическу.

Отдам должное авторам: они избежали голливудского соблазна довести отношения Дэнни и Мэдди до традиционных объятий в палатке посреди африканского пейзажа при закатывающемся за горизонт огромном красном солнце. Следуя логике развития образов, Ди Каприо и Конноли показывают, как даже возможность искренних человеческих отношений может повлиять на людей, в данном случае на Дэнни Арчера.

Режиссер Цвик никогда не забывает, что он работает в жанре «экшен», и умело перемежает развитие характеров блистательно поставленными сценами боев и погонь на фоне документально-жуткой нищеты и грязи городов, контрастирующих с поразительной красотой африканской природы.

В заключение не могу не вернуться к реальной жизни. У меня есть друзья – португальская семья, изгнанная из Мозамбика победившими коммунистами-националистами. Они не первое десятилетие получают письма от бывших слуг, которые все время спрашивают: «Неужели не вернутся те золотые времена, когда вы жили среди нас?».

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

17.11.2006

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***