В Москве исчезнут все тонары — торговые точки на колесах, в которых мы уже привыкли затариваться всем — от минералки до сосисок. Для борьбы с магазинами на колесах в столичном правительстве разработана целая программа.

Рисунок Алексея Меринова

Корреспондент “МК”, “замаскировавшись” под представительницу малого бизнеса, узнала об этом на закрытой для прессы встрече заместителя Департамента потребительского рынка и услуг с предпринимателями.

   

— В Швеции малые торговые предприятия существуют в среднем 10 лет. И это считается плохо. А у нас все вырождаются за пять! — возмущалась замруководителя столичного Департамента потребительского рынка и услуг Светлана Королева на встрече с предпринимателями, на которой “засланным казачком” присутствовал корреспондент “МК”.

   

На заседании обсуждали будущее супермаленьких и средней руки магазинов. При этом у первых светлого будущего не обнаружили вовсе, а последних столичные власти обещали поддержать. Правда, при соблюдении некоторых условий.

   

— В Америке магазины как будто расставлены чьей-то невидимой рукой, — продолжала делиться иностранным опытом призванная защищать малый бизнес в московском правительстве Светлана Королева. — Да настолько грамотно! А у нас же в одном месте сосредоточены кучей, и в каждом весь набор: от колбасы до бытовой химии. А в другом микрорайоне в радиусе пяти километров ничего не найдешь. Я не говорю, что нужно всем перейти на “монотовар”, но надо как-то с умом подходить к ассортименту.

   

В общем, по мнению Королевой, владельцам магазинов, расположенных на одной улице, надо бы договориться между собой, чтобы каждый торговал одной группой товаров. Один — зеленью и овощами, другой — мясом, третий — рыбой и т.д. Иначе “продукты, навешанные и расставленные до потолка”, не раскупаются до своей конечной даты хранения. А потому торговцы сами создают себе проблемы при любой проверке.

   

Еще один камень преткновения — это высокие цены и плохое качество продуктов в магазинах шаговой доступности. Королева подчеркнула, что давно раскусила, где берут продовольствие бизнесмены: “Или во всем известном магазине мелкооптовой торговли — отсюда их высокая стоимость. Или не поймешь, на каких оптовых базах — вот вам и некондиция”. И рассказала страшную историю: “Приехали как-то знакомиться на один такой оптовый склад. Стали открывать холодильники, а там рядом с продуктами… колеса для иномарок!”

   

“Город Москва — стареющий: умирает больше, чем рождается. Куда смогут ходить пожилые люди? Только в магазины шаговой доступности!” — взбадривала собравшихся Светлана Ивановна. И тут же добавила, что неплохо бы, как в Польше, на законодательном уровне регламентировать количество крупных торговых “монстров”. Дабы те “не душили малый бизнес”.

   

Но! Как выяснилось далее, “за молочком и хлебушком” ходить в ларьки и тонары в скором времени уже не придется. В московском правительстве уже действует программа по устранению магазинов на колесах. В ближайшее время их количество уменьшится в два раза, а в будущем столица и вовсе избавится от палаток на колесах. “Не стоит за них держаться. У них нет будущего”, — отрезала Королева. Ведь магазин шаговой доступности, по мнению защитницы малого бизнеса, — это не только торговая точка, до которой просто дойти пешком, а еще и скидка для пожилых людей по социальной карте москвича (в Москве таких льготников — 2,5 млн.). А все эти мелкие предприниматели предоставить ее попросту не могут. “Да и как можно покупать курицу или сливочное масло в палатке, где нет даже воды и элементарных гигиенических приспособлений для продавца?” — закончила она свое выступление вопросом, на который у собравшихся ответа не нашлось.

Юлия ШЕСТОПЕРОВА

Московский Комсомолец

***