Московские власти продолжают искать управу на непокорные столичные пробки.

Напомним: из-за чрезмерной загруженности городских магистралей ряд депутатов Госдумы даже задался вопросом – а может ли вообще Москва выполнять столичные функции? Поскольку единым махом проблему пробок решить невозможно, власти города пытаются найти хоть какой-то выход. Вариант с введением платы за въезд в центр Мосгордума обсуждала некоторое время назад, но в итоге не одобрила. По словам руководителя департамента транспорта и связи Леонида Липсица, «даже если теоретически представить, что мы запустим платный въезд, никто не сможет отследить правонарушителя». Для введения платного въезда необходима «фундаментальная и очень дорогая система», и надо быть уверенными, что в этом есть смысл, подчеркнул чиновник. «То, что оказалось удачным в Лондоне, может совсем не подойти для Москвы», – заключил он.

Ранее в Мосгордуме рассматривали документ, запрещающий въезд в центр автомобилям, не соответствующим экологическим требованиям «Евро-2». ПРАЙМ-ТАСС писал об этой идее, вызывающей больше вопросов, чем ответов. В итоге оказалось, что технология, перекрывающая ржавым «копейкам» и чадящим «МАЗам» въезд в центр города, тоже не слишком-то реализуема на практике. Пришлось и ее отложить в долгий ящик.

Но проблема-то осталась. И вот сегодня первый заместитель столичного мэра Петр Аксенов заявил, что московские власти рассматривают вариант движения автомобилей с четными и нечетными номерами в разные дни недели для решения проблемы «пробок» на дорогах. По его словам, такой порядок существует во многих странах Европы, испытывающих те же проблемы с избытком машин.

Предложение П.Аксенова стало своеобразным ответом на позицию мэра Москвы Юрия Лужкова, который предложил перенести начало рабочего дня госслужащих на 7 часов утра. По мнению столичного градоначальника, это должно разрядить дорожную обстановку в «часы пик». По словам П.Аксенова, пока «наши службы и службы города оценивают вариант, предложенный мэром Лужковым». Однако если городские чиновники будут работать с семи до трех часов дня, а федеральные — с девяти до шести часов, это создаст сложности для взаимодействия, предположил заммэра. «Предложение мэра об организации работы городских структур в две смены сейчас оценивается ГАИ. Рассматривается вопрос, что это даст городу для решения проблем пробок», — сказал П.Аксенов. В любом случае, этот вопрос надо решать комплексно в увязке с федеральными структурами, резюмировал он.

Вообще, идей для разгрузки столицы от сплошного автомобильного потока выдвигалось уже предостаточно. И предложение П.Аксенова, пожалуй, лежит «на поверхности». Скажем, в Греции правило «чет-нечет» введено уже давно. В Афинах автомобили могут приезжать в центр города только в «свой» день, четный или нечетный, в зависимости от номера машины. Посетить центр Парижа и Мехико также можно только каждый второй день, когда четный или нечетный номер автомобиля соответствует четному или нечетному дню месяца. А в Бразилии и вовсе въезд в центр города запрещен по номерам машин. Скажем, в понедельник под запретом те, чей номер заканчивается на 1 и 2, во вторник – на 3 и 4, и т д. В Лондоне же решили обойтись без запретительных мер, вместо этого ударив по карману автомобилистов. Там введена плата за въезд в центр города, и нарушители отслеживаются с помощью специальной техники. Впрочем, дисциплинированные англичане и не решаются нарушать, а лишь протестуют против «покушения» на свои кошельки. Мэра Лондона, когда он ввел плату за въезд в центр, хотели отправить в отставку чуть ли не все обитатели города. Однако спустя три года около 80 процентов лондонцев поддерживают принятые меры.

Напомним, что несколько лет назад правительство Москвы всерьез рассматривало проект о том, чтобы разрешить москвичам пользоваться машинами только один раз в два дня. Согласно готовившемуся тогда документу, автомобилями с четными номерами можно было пользоваться только по четным числам месяца, а с нечетными – по нечетным. Тогда закон не прошел: юристы доказали, что он ограничивает право собственника. Ю.Лужков предлагал также разрешать парковку на четной стороне улиц по четным дням, «освобождая» таким образом для уборки нечетную сторону и наоборот. Нарушителей планировалось эвакуировать на штрафстоянки. В результате, раз в два дня улицы будут регулярно убираться. Такую систему планировалось задействовать не круглогодично, а в период с декабря по апрель. В принципе, знак «Парковка по четным и нечетным дням» есть и сейчас, только его требования мало кто выполняет. Поймать каждого нарушителя за руку достаточно сложно. Сложно представить, какими именно способами власть намеревается наладить контроль и в случае с номерами. Высматривать каждую машину на предмет соответствия номерного знака дню недели – нереально, сотрудники ГИБДД не в состоянии сделать это, даже если их число увеличить в 10 раз. Оснастить каждую улицу видеокамерами слежения и после присылать «засветившимся» нарушителям квитанции об уплате штрафа опять-таки дорого.

Конечно, москвичи и жители европейских столиц — очень разные по менталитету люди. И у многих возникнет «разумное рацпредложение» – за определенную плату все же разрешить сделать исключение тем, кому «не в свой день» в центр нельзя, но очень хочется. Ведь трудно представить, чтобы обеспеченный бизнесмен через день ездил в свой офис где-нибудь на Маросейке на метро или на автобусе. Да и чиновники и депутаты всех рангов тоже предпочтут заплатить, но не добираться до своих учреждений «в массе народной». Впрочем, последние, наверняка, «соорудят» для себя отдельный перечень исключений из правила – «народным избранникам» и особо важным для страны чиновникам позволят-таки ездить на работу в своем автомобиле ежедневно. Остальным же придется платить. Какой будет эта такса – пока никто не знает. Но даже блиц-опрос автомобильной аудитории показывает, что люди, привыкшие всюду ездить на своей машине, готовы заплатить разумную сумму, но не перебираться в метро. Теоретически люди оценивают свой комфорт совершенно по-разному. Одни готовы платить порядка 200-300 долларов за «месячный абонемент», другие рассчитывают отделаться 50 рублями в день. Очевидно еще и то, что в Москве немало обеспеченных людей, имеющих в семейном пользовании не один автомобиль. Им проще – либо чередовать личный транспорт, либо – тем, кто этого еще не сделал – купить еще один. Пусть попроще, но с «альтернативным» номером.

Тем более, что альтернативы личному авто московские власти пока не предоставляют. Наш общественный транспорт давно сделался притчей во языцех, начиная от метро, на недофинансирование которого постоянно жалуется его руководитель Дмитрий Гаев, и заканчивая автобусами с турникетами, добирающихся до метро по часу и больше. Но и таких автобусов еще нужно дождаться, а после еще и влезть в них, настроившись провести ближайший отрезок времени в духоте и давке. Понятно, что мало кому хочется добираться до работы в таком «комфорте» – лучше уж в пробке выруливать, зато никто не толкает. Между тем, во всех без исключения больших городах мира власти не только запрещают и «бьют рублем», но и пытаются создать альтернативу личному автомобилю, совершенствуя структуру общественного транспорта. Во многих местах создаются /а не выделяются из уже имеющихся, как у нас недавно предлагали!/ специальные полосы для автобусов и троллейбусов. Особый упор делается на развитие не маршруток, а транспортных средств большей вместимости. Активно развиваются современные виды транспорта, такие как легкое метро и скоростной трамвай. Их линии прокладывают через самый центр города и подводят к паркам и зонам отдыха. У нас же как обычно не хватает денег… Зато запретить и оштрафовать – это всегда пожалуйста.

16.11.2006 18:55

ПРАЙМ-ТАСС

***