«Российские железные дороги» приготовили неприятный сюрприз пассажирам, которые собираются отправиться в путешествие 29 и 30 декабря. Таким образом, пассажирам предлагается компенсировать убытки РЖД за 2006 год из собственного кармана. Несмотря на то что Владимир Путин уже два года подряд говорит о недопустимости такой практики.

«Российские железные дороги» приготовили неприятный сюрприз пассажирам, которые собираются отправиться в путешествие 29 и 30 декабря. Вчера без объяснения причин тариф на проезд в вагонах купе и СВ в этот день был повышен не на обещанные и утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ) максимальные 6% от среднегодового уровня, а на 35—46% в зависимости от поезда. В пресс-службе РЖД «Времени новостей» заявили, что намерены объяснить ситуацию сегодня — там узнали об этом из жалоб пассажиров и до конца дня попросту не успели подготовить информацию. В Федеральной антимонопольной службе газете заявили, что вопрос находится не в их компетенции. В ФСТ «Времени новостей» заявили, что курирующий вопрос зампред Виталий Евдокименко недоступен для комментариев, а в пресс-службе затруднились пояснить позицию ведомства. Таким образом, пассажирам предлагается компенсировать убытки РЖД за 2006 год из собственного кармана. Несмотря на то что Владимир Путин уже два года подряд говорит о недопустимости такой практики.

С 2003 года тарифная служба и РЖД ежегодно утверждают график гибкого (сезонного) регулирования тарифов. Изначально это было сделано для того, чтобы «сгладить» объемы перевозок в пиковые даты, так как РЖД не хватает вагонов для удовлетворения растущего пассажиропотока. Как летом говорил руководитель Федеральной пассажирской дирекции — филиала РЖД Валерий Шатаев, частично эта задача была выполнена.

Однако если для проезда в плацкартных и общих вагонах ФСТ устанавливает четкий коэффициент, применяемый к среднегодовому тарифу в ту или иную дату, то для проезда в купейных вагонах и СВ устанавливается лишь предельный уровень коэффициента. Об этом в своих последних интервью говорил президент РЖД Владимир Якунин. Но обычно РЖД устанавливали тарифы в купе и СВ по максимуму. Все изменилось вчера, причем, по информации «Времени новостей», без разрешения ФСТ.

Согласно графику гибкого регулирования, по 21 декабря включительно к тарифу на проезд в купе и СВ применяется коэффициент 0,93 к среднегодовому уровню, а с 22 по 30 декабря — 1,06. Например, билет в нефирменное купе без дополнительных услуг скорого поезда №30 Москва—Санкт-Петербург по 21 декабря стоит 813,7 руб. (плюс 45 руб. за обязательную покупку комплекта постельного белья). Согласно графику 22—30 декабря стоимость не может превышать 927,4 руб. (плюс 45 руб. за белье). Однако в системе «Экспресс-3» (система РЖД, предназначенная для продажи билетов и справок по проезду) цена билетов 22—24 декабря остается на уровне 813,7 руб., 26—28 декабря составляет 979,8 руб. (это соответствует коэффициенту 1,12), а 29 декабря — аж 1277,3 руб. (коэффициент 1,46). На 30 декабря продажа откроется сегодня, и тариф будет аналогичным установленному на 29 декабря. Получился даже такой казус: 29—30 декабря на поезд Москва—Симферополь билет от столицы до российского Белгорода в купе стоит 2100,8 руб., а до украинского Харькова (на сообщение со странами СНГ влияние гибкого регулирования не распространяется), который дальше на 84 км, — лишь 1414,7 рублей.

Неофициально в РЖД говорят, в среднем получается, что в период 22—30 декабря тариф не выйдет за пределы утвержденного максимального коэффициента 1,06. Однако такая логика, говорят эксперты, не выдерживает критики. Дело в том, что 29 декабря в стране — последний рабочий день в году, а потому пик пассажиропотока придется как раз на этот и следующий дни. И нарушив график гибкого регулирования, не превысив при этом его средних значений, РЖД сумеет заработать на пассажирах намного больше, чем планировалось. При этом ФСТ учесть эту дополнительную прибыль в тарифах на следующий год уже не сможет — их среднегодовой уровень уже утвержден правительством, более того, РЖД удалось включить в федеральный бюджет следующего года более 10 млрд руб. на компенсацию убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании.

Николай ГОРЕЛОВ

N°211

16 ноября 2006

Время новостей

***