Вчера Европейский банк реконструкции и развития представил в Москве в Высшей школе экономики ежегодный доклад о процессе перехода к рыночной экономике. Отдельная глава посвящена в нем России. По оценке экспертов, сегодня есть два основных риска для нашей экономики. Первый – возможное увеличение бюджетных расходов, второй – негативные последствия открытия финансовых рынков на фоне недоразвитости банковской системы РФ.

По словам представлявшего доклад главного экономиста ЕБРР Эрика Берглофа, Россия добилась в последние годы уверенного экономического роста. В числе ключевых его причин специалист назвал высокую стоимость энергоносителей и других минеральных ресурсов, а также постоянно увеличивающийся потребительский спрос. Между тем из текста доклада явствует, что РФ до сих пор по объему экономики не достигла уровня РСФСР 1989 года (чуть более 90% от тогдашнего объема ВВП). Для сравнения: Польша превысила свой уровень того же года на 55%, Белоруссия – на 30%, Казахстан – на 20%. На другом полюсе среди постсоветских государств находятся Грузия (50% от ВВП 1989 года) и Украина (60%).

По данным экспертов ЕБРР, развить еще более высокие темпы роста мешает нашей стране не самая лучшая деловая среда, таящая многочисленные административные препятствия развитию бизнеса. «Широко распространена практика недружественных поглощений, в том числе и со стороны государственных корпораций. Иностранным инвесторам приходится сталкиваться с множеством дополнительных ограничений», – говорится в докладе. В результате прямые иностранные инвестиции в России составляют лишь 1,9% от ВВП. Это гораздо меньше, чем в среднем по странам СНГ, не говоря уж о Восточной и Юго-Восточной Европе.

Другой проблемой стал, по словам г-на Берглофа, недостаток инвестиций в инфраструктуру и конкретно – в промышленность. «Самым разным отраслям экономики не хватает кредитов. Во многом дело в том, что в отличие от других стран Восточной Европы в России банковский и промышленный сектор развивались параллельно, независимо друг от друга», – сообщил экономист. Инвестиционную деятельность, по его словам, наиболее активно осуществляют владельцы природных ресурсов, которые фактически покупают остальную экономику. При этом решения об инвестициях реализуются чаще всего в госсекторе.

Тем не менее Эрик Берглоф, равно как и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в принципе против активной государственной промышленной политики не возражают. «К строительству заводов нужно подходить осторожно,– отметил г-н Ясин, – а вот в области, например, научных разработок что-то делать нужно. Поскольку дело уже до того дошло, что мы за последние годы не зарегистрировали в США ни одного патента, в то время как китайцы ежегодно делают их сотнями».

Из позитивных явлений в докладе ЕБРР отмечаются успехи России в области контроля над инфляцией и достижение макроэкономической стабильности. Эрик Берглоф подчеркнул «удивительную компетентность» российского правительства по отношению к обменному курсу. Похвалили эксперты и стабфонд, являющийся «важным инструментом управления профицитом бюджета и поддерживающим ценовую стабильность».

ЕБРР настоятельно посоветовал российским властям ускорять проведение структурных реформ, дабы стимулировать увеличение производительности труда. По мнению экспертов банка, это та самая мера, которая сможет что-то противопоставить «неизбежному приведению номинального валютного курса к реальному» и снижению за счет этого конкурентоспособности российского производителя.

ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Новые Известия

*