Вчера Госдума окончательно приняла законопроект о возвращении в Вооруженные силы РФ института гауптвахты — “О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста”.

Гауптвахты в Российской армии были отменены указом президента 30 июня 2002 года. Это произошло под давлением правозащитников и стало актом проявления демократии и гуманизма в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека, к которой присоединилась Россия.

   

Очень скоро от такого “гуманизма” взвыли офицеры, так как у них, кроме объявления выговора, практически не осталось никаких законных средств воздействия на солдат-хулиганов. В результате мордобой стал чуть ли не главным средством воспитания в воинских коллективах, и в конце концов рост рукоприкладства со стороны командиров превратился в серьезную головную боль для руководства Минобороны. Это и побудило военное ведомство усиленно взяться за возвращение гауптвахт.

   

И вот закон принят. Офицеры довольны, но теперь возникли претензии у правозащитников: по их мнению, введение гауптвахт нарушает конституционные права военнослужащих.

   

Умывальник с горячей водой, туалет, а вместо нар — настоящие кровати с постельным бельем и как минимум одно большое окно, правда, с решеткой — так теперь будет выглядеть армейская гауптвахта, в простонародье “губа”.

   

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин высказал свое мнение еще на стадии обсуждения законопроекта: условия содержания на гауптвахте не должны оскорблять человеческое достоинство.

   

Военные обещают, что так и будет. Представитель Генштаба генерал-майор Александр Моисеенко уверяет, например, что новые гауптвахты “больше не будут ассоциироваться с тюремной камерой”. Кроме горячей воды “будет увеличена площадь на каждого военнослужащего с двух до четырех квадратных метров”.

   

Попасть в столь комфортабельные условия военнослужащий сможет только по решению суда. Соответственно, солдат получает право обжаловать это решение. Раньше солдата на “губу” сажал командир части и его решение обжалованию не подлежало. Теперь же он наделяется только правом направлять представление на нарушителя в суд.

   

На “губе” солдат сможет пробыть 30, при отягчающих обстоятельствах — до 45 суток (в Советской армии он мог отсидеть на “губе” не более 10 суток. — Авт.). Это время в срок службы засчитываться бойцу не будет.

   

Правда, сами офицеры говорят, что не всякий командир захочет связываться с бумажной волокитой, судами и потерей бойца на 30—40 дней. Так что, вполне возможно, многие начальники предпочтут оставить уже укоренившийся метод воспитания — кулак.

   

И все же еще до принятия закона Минобороны занялось строительством комфортабельных гауптвахт. Одна из них, показательная, уже оборудована в Алабинском гарнизоне (Московская область). Всего Минобороны намерено за 4 года построить 140 таких гауптвахт. Но это, говорят военные, лишь на первое время, ведь этого количества комфортабельных тюрем на всех нарушителей воинской дисциплины в армии все равно не хватит.

   

   

Гауптвахта (от нем. Hauptwache, буквально — главный караул) — специальное помещение для содержания военнослужащих под арестом. В России гауптвахты были введены Петром I в 1707 году. До 1904 года на гауптвахту сажали лишь офицеров, поскольку солдат наказывали розгами. В советское время (во всяком случае, в предвоенные годы) с арестованных офицеров удерживали половину денежного содержания. В 1970—1980 годы в каждом военном округе и на флоте ежегодно отправляли на “губу” в среднем от пяти до десяти тысяч человек.

   

Среди звезд отечественного шоу-бизнеса во время службы в армии сидели на гауптвахте: Олег Газманов, Владимир Пресняков-старший, Александр Буйнов и Алексей Глызин.

Ольга БОЖЬЕВА

Московский Комсомолец

*