Российские юристы возвестили рассвет эры выплаты компенсаций в западном стиле после того, как женщина, на протяжении пяти лет ежедневно поглощавшая в огромных количествах Coca-Cola, успешно засудила компанию, обвинив напиток в своей бессоннице и изжоге.

Наталья Кашуба, 27-летняя владелица магазина элитной одежды, подала иск против гиганта безалкогольных напитков, ссылаясь на то, что заболела в результате ежедневного употребления трех литров Coca-Cola.

«В октябре 2005 года по итогам обследования у гастроэнтеролога у нее диагностировали хроническое состояние, главным симптомом которого является изжога», – сообщил ее адвокат Алексей Монахов.

Кашуба заявляет, что она пристрастилась к напитку в результате промо-акции, которая позволяла потребителям обменивать крышечки от Coca-Cola на призы.

В качестве важнейших улик по делу в суде проходили десятки надувных матрасов и радиоприемников, которые выиграла Кашуба.

Приняв знаменательное постановление, два российских суда согласились в том, что компания Coca-Cola не предупреждала о том, что чрезмерное употребление напитка чревато вредом для здоровья, и присудили выплатить Кашубе 62 фунта.

Хотя сама по себе сумма смехотворна, победа Кашубы беспрецедентна и теперь может, предсказывают юристы, спровоцировать лавину аналогичных исков.

Кашуба же намерена добиваться от компании Coca-Cola 3 млн рублей в компенсацию «морального ущерба».

Аналогичные судебные процессы в последние годы были менее успешными. Москвичка Ольга Кузнецова не смогла выиграть дело против McDonalds – она обожглась кофе, расплескавшимся из-за вращающейся двери.

Тем не менее иск Кузнецовой, на который истицу вдохновили аналогичные процессы в США, ознаменовал новую тенденцию в сфере прав потребителей: в России начали появляться юридические фирмы, специализирующиеся на помощи возмущенным потребителям.

«Российские потребители все больше осознают свои права и сейчас готовы идти в суд, чтобы защищать их», – отметил Монахов. Его организация, Федерация правовой помощи потребителям, является первой в России, которая работает по принципу «нет победы – нет и платы».

Он предсказывает, что победа над Coca-Cola приведет к «неизбежному увеличению» аналогичных исков против иностранных компаний – к российским фирмам юристы проявляют меньший интерес. В то же время он полагает, что нынешнее постановление суда важно не только для России, но и в общемировом плане.

Международные фастфуд-компании имеют основание встревожиться из-за постановления суда, которое может быть использовано в поддержку растущего на Западе числа требований выплаты компенсации за ожирение.

Эдриан Бломфилд

InoPressa

*