Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подвело итоги проверки деятельности 24 региональных отделений политических партий. В отношении 16 из них регистраторы готовят иски в суд с просьбой о ликвидации или приостановлении деятельности. Репрессивные меры будут применены в основном к местным ячейкам партий, подлежащих на федеральном уровне самороспуску из-за малочисленности. К партиям, претендующим на прохождение в губернскую думу весной будущего года, жесткие санкции применены не будут.

Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Самарской области подвело итоги проверки деятельности 24 региональных отделений политических партий. Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе УФРС, в течение года специалисты службы изучали, соблюдаются ли местными парторганизациями федеральный закон «О политических партиях» и их собственные уставы. По словам пресс-секретаря областной службы Татьяны Стародумовой, выявленные нарушения можно разделить на три группы. Это неустранение реготделениями партий ранее выявленных нарушений закона, отсутствие в них установленного законом числа членов и неоднократное непредоставление организациями обновленных сведений о себе. Проверкой выявлено 13 местных партийных отделений, допустивших эти нарушения. В их отношении УФРС обратится в суд с просьбой о ликвидации. Подобная участь грозит, в частности, областным ячейкам Народно-патриотической партии «Россия», «Интернациональной России», Концептуальной партии «Единение», Российской партии мира и другим, обычно именуемым политологами «политическими карликами». Кроме того, в суд направлены три иска о приостановке деятельности региональных организаций «Интернациональной России», партии «Евразия» и Российской партии самоуправления трудящихся Самарской области. «Их деятельность предполагается приостановить на основании закона «О политических партиях» в связи с неустранением ранее выявленных нарушений действующего законодательства», — пояснила госпожа Стародумова. Она сообщила, что итоги проверки будут переданы в Москву в Федеральную регистрационную службу (ФРС), которая в январе, обобщив данные со всех регионов, примет окончательное решение о ликвидации партий, наиболее часто нарушающих закон и собственные уставы.

Напомним, что ФРС с ноября 2005 года по июль 2006 года проверяла политические партии, изучая соответствие фактической численности их членов официально заявленной. Результаты этой ревизии были оглашены в конце октября. По информации и. о. начальника управления ФРС по делам политических партий, регистрации общественных, религиозных и иных организаций Галины Фокиной, по итогам проверки число партий в России сократится почти в два раза: 16 из 35 существовавших на 1 января 2006 года партструктур должны в ближайшее время самоликвидироваться или преобразоваться в общественные организации. Речь идет, главным образом, о большинстве партий, попавших при проведении самарской проверки в черный список.

По словам главного специалиста самарского облизбиркома Веры Беляковой, претензии УФРС к региональным отделениям партий не связаны с назначенными на март выборами депутатов губернской думы, которые пройдут и по одномандатным округам, и по партспискам. Она отметила, что ликвидация не грозит партиям, являющимся серьезными политическими игроками, она коснется структур, «о которых мало кто слышал, это организации существующие, но фактически не работающие».

Необходимо отметить, что у УФРС были претензии и к областным отделениям крупных партий, планирующих всерьез участвовать в весенних выборах. Службой было выдано 51 письменное предупреждение, в том числе и таким заметным партиям, как СДПР, КПРФ, однако они уже уведомили регистраторов об устранении выявленных проверкой нарушений. «Федеральный закон меняется постоянно, мы на местах не всегда успеваем вовремя на эти новации реагировать, отсюда иногда и бывают нарушения, но мы всегда готовы их убрать и убираем, если они есть», — сказали „Ъ“ в обкоме КПРФ.

Между тем аналитики считают, что российские власти сознательно стремятся сократить число существующих в стране партий. Так, замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что 19 партий – «это даже многовато», поскольку необходимые 50 тыс. членов фактически есть лишь у 10-12. Эксперт считает партией, имеющей право на существование, ту, которая способна привлечь «хотя бы 5% избирателей».

Алиса Александрова

САМАРА №213 от 15.11.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*