Вчера партия «Единая Россия» в очередной раз продемонстрировала свою демократическую сущность. На совещании с участием мэров-единороссов и руководства «Единой России», которое состоялось в понедельник в Москве, было решено, что отменять выборность мэров нельзя. Внести соответствующие поправки в действующее законодательство о местном самоуправлении месяц назад предложили как раз члены этой партии Владимир Мокрый, Владимир Жидких и Алексей Огоньков.

Поправки были рассмотрены и одобрены профильным думским комитетом, однако вчера глава «Единой России», спикер Госдумы Борис Грызлов публично пообещал мэрам-однопартийцам «не допустить принятия поправок в предложенном виде». Накануне федеральных выборов при наличии новой прокремлевской партии власти — «Справедливой России» — единороссы решили не ссориться с мэрами крупных городов, которые встретили эти инициативы в штыки.

Глава думского комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый в середине октября предпринял очередную попытку найти способ воздействия на мэров, не входящих в систему государственной власти. С коллегами он внес на рассмотрение Госдумы проект поправок к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые предоставили субъектам право определяться с формой местного самоуправления в региональных столицах. Таким образом, местное самоуправление может опуститься с уровня региональных центров на уровень внутригородских территорий. Решать, опускать его или нет, по замыслу авторов законопроекта, должны сами субъекты федерации.

В поправках название одной из статей «Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге» предлагается дополнить словами «административных центрах, столицах субъектов РФ». Дело в том, что в двух российских столицах — городах федерального значения существует особая форма местного самоуправления: сами города по Конституции считаются субъектами федерации, а местное самоуправление действует лишь на внутригородских территориях. Такую же схему предлагается распространить на все региональные столицы, дополнив статью закона о местном самоуправлении положением: «В административных центрах, столицах субъектов РФ осуществление местного самоуправления предусматривается либо в границах административного центра, столицы субъекта РФ, либо на внутригородских территориях». Получится, что управление этими городами фактически перейдет в ведение губернаторов, а неугодные мэры (например, свежеизбранный мэр Самары Виктор Тархов из Российской партии жизни при губернаторе-единороссе Константине Титове) станут номинальными фигурами.

При этом итоги всенародных выборов мэров столиц российских регионов, проведенных до вступления закона в силу, авторы поправок отменять не намерены — уточнению может подвергнуться только степень полномочий избранных градоначальников. В случае принятия закона он вступил бы в силу 1 января 2007 года. Тогда губернаторы (большинство из которых состоит в партии «Единая Россия»; как раз вчера партия пополнилась еще одним главой региона — губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым) получили бы возможность не только отстранять от власти не справляющихся, по их мнению, с работой глав региональных столиц, но и вообще отменить институт выборов мэров. По новому закону выборного мэра можно заменить, либо назначив своего человека, либо сформировав коллегиальный орган по управлению городом.

Узнав об инициативе коллег, Борис Грызлов поспешил заявить, что отмены выборов мэров он не желает. Более того, назначенное на 8 ноября первое чтение закона в Госдуме было отменено, а лидеры партии решили «встретиться для консультаций» с мэрами-единороссами. Около 50 градоначальников приехали вчера в Москву для того, чтобы высказаться против собственного назначения и пожаловаться, что ни логики, ни мотивации инициаторов законопроекта им не объяснили. Г-на Мокрого, главу профильного комитета, на это совещание для объяснений не пригласили, но он, по словам депутата Валерия Гальченко (руководителя Всероссийского совета местного самоуправления), и сам не просился.

На совещании спикер Госдумы признался, что система местного самоуправления в России несовершенна. А во время закрытой части мероприятия, как сообщил «Времени новостей» мэр Кызыла Дмитрий Донгак, г-н Грызлов даже пообещал «не трогать вопрос назначения мэров до 2009 года».

Действительно, в преддверии парламентских и президентских выборов портить отношения с мэрами крупных городов «Единой России» невыгодно. Тем более это невыгодно в ситуации, когда старой партии власти наступает на пятки новая — «Справедливая Россия». И борьба за административный ресурс в регионах накануне федеральных выборов грозит обостриться. Мэры хотя и вступили стройными рядами в партию единороссов, но не готовы отказаться от своей самостоятельности.

Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий прямо сказал в перерыве совещания, что если «Единая Россия» проведет закон об отмене выборов мэров, то потеряет значительную поддержку в городах на будущих выборах. А глава Барнаула Владимир Колганов заявил «Времени новостей», что в случае принятия поправок «в организационной работе накануне выборов могут возникнуть трудности».

В назначении мэров любым способом, но при участии губернаторов есть и еще одна проблема — конституционная. Местное самоуправление по Конституции не входит в систему государственной власти. Правда, авторы ссылаются на решение Конституционного суда по Республике Удмуртия, в котором указывалось, что субъект вправе определить уровень, на котором осуществляется местное самоуправление. Впрочем, если вспомнить о том, как легко КС поменял свое решение, когда дело коснулось «политической конъюнктуры» и отмены избираемости губернаторов, этот депутатский аргумент не слишком убедителен.

Мэр Челябинска Михаил Юревич на вопрос, как он относится к грозящим градоначальникам поправкам, ответил: «Философски». «Губернатору заставить мэра что-то делать совсем не трудно, для этого есть вполне конкретные финансовые рычаги. И практически неважно, назначают мэра или избирают», — считает он. Правда, ставшие классическими конфликты между мэрами крупных городов и губернаторами в это объяснение не укладываются.

Не складываются так, как хотелось бы, отношения с губернатором и у главы Костромы Ирины Переверзевой: «С женщиной-мэром работать тяжело — в баню не сходишь, не поговоришь». Тем не менее было бы не так важно, избирают или назначают мэра сверху, пояснила г-жа Переверзева, если хорошо разграничить полномочия между уровнями власти и обеспечить их финансово. «Но в нашей ситуации я против назначения», — добавила она.

Поскольку вызвавший переполох законопроект уже внесен в Думу, рассмотреть его депутаты обязаны. Но будущее его в нынешнем виде, по признанию депутата Валерия Гальченко, призрачно. А если верить вчерашним словам г-на Грызлова, судьба законопроекта предопределена — его отклонят.

Дарья ГУСЕВА

N°209

14 ноября 2006

Время новостей

***