Русские самураи. Григория Мелехова гораздо лучше сыграл бы японец
Продолжается показ сериала «Тихий Дон», последнего фильма замечательного режиссера Сергея Бондарчука. Шквал отрицательных отзывов уже превысил все мыслимые пределы. Кажется, ни один сериал у нас не ругали так яростно, разве что «Сергей Есенин».
За разъяснениями, кто такие казаки и под силу ли сыграть их иностранцам, мы обратились к писателю, лауреату нескольких российских премий и очень престижной итальянской премии «Гринцане Кавур» Владиславу Отрошенко, казаку, родившемуся в Новочеркасске.
Российская газета | Владислав, что за проблема с фуражкой Эверетта-Мелехова, о которой пишут? Мол, не так ее носит.
Владислав Отрошенко | Не в фуражке одной дело! Все это мелочи. Но уж если говорить о мелочах, то в облике казака всегда было нечто впечатляющее и даже щегольское. Сальвадор Дали в своей книге, говоря об одном русском парижанине, пишет: «Выбрит с яростью и тщательностью казака». Даже Дали, который никогда не был в России, имел представление о казаке как о человеке с какой-то необыкновенной внешностью.
РГ | Руперт Эверетт как раз был в России и снимался в самой станице Вешенская. Он отвечает этому образу?
Отрошенко | Он не отражает самого главного. Самое главное в духе казачества состоит не в быте и не в мелочах. Главное это то, что заметил в одной из своих статей русский поэт Велимир Хлебников: «Русская словесность не замечает в казаках низшей степени дворянства, созданной духом земли и напоминающей японских самураев». Я занимался этим, читал самурайский кодекс «Бусидо» и одновременно знакомился с обыденным правом, которое сохранилось в законах некрасовских казаков.
РГ | Некрасовских?
Отрошенко | Тех, что ушли после Булавинского восстания на Кубань, а потом в Турцию. Они жили там отдельной общиной и сохранили истинный нрав и быт старого казачества. Некрасов был одним из атаманов после Булавина. Этот исход начался в Петровскую эпоху, когда случилось первое крупное восстание казаков против порабощения их Россией. Петр хотел казаков «прикрутить» к империи. Началось с того, что казаки отказались платить налог с соляных приисков. Они никогда никому налогов не платили.
РГ | Гордые были?
Отрошенко | Я смотрю фильм Бондарчука, но почему-то все время вспоминаю фильм Акиры Курасавы «Семь самураев». Для меня несомненно, что казаки — это не просто субэтнос, который возник из смешения разных народов: тюркских, скандинавских, славянских… Казаки — это особая каста воинов. Такая же как японские самураи, индийские кшатрии и венгерские гайдуки. Так что иностранец, если ему все правильно объяснить, все сможет понять.
Самураи ничего не боятся. И прежде всего — смерти. И это же главное чувство было свойственно казаку, воспитывалось в нем с детства. Если сын казака погибал в честном бою, отец радовался этому. Смерть в бою — это счастье.
РГ | На Западе «кazak» — вполне устойчивое понятие. Это что-то такое дикое и страшное.
Отрошенко | Не все иностранцы так думают. Например, итальянцы, у которых с казаками были более тесные связи, думают иначе.
РГ | Интересно — почему?
Отрошенко | Еще во времена Венецианской республики приезжавшие на Дон итальянские купцы четко отделяли казаков от остальной России. Россия — это самодержавие, а Дон — это «речная республика». Там — деспотическая форма власти, здесь — республиканская. Там — правит царь, здесь — Казачий круг.
РГ | Может, сериал наберет дыхание? Целая неделя впереди.
Отрошенко | Я хочу в это верить. Бондарчук мудро поступил, когда отказался снимать фильм в Подмосковье, как ему предлагали, и настоял на съемках в Вешенской. Вешенские очень радушно приняли иностранных актеров, к концу съемок они были для них почти своими. Возможно, по ходу съемок в какой-то момент наступил эффект взаимопонимания.
Павел Басинский
Дата публикации 13 ноября 2006 г.
*