Реалии "Нового времени". Новый журнал со старым брендом возглавил Раф Шакиров
Раф Шакиров: Независимых изданий у нас почти не осталось. «Новое время» продали со второй попытки. Пару месяцев назад журнал чуть было не купил Издательский дом Родионова — в последний момент сделка сорвалась. Известный бренд достался REN Меdia Group Ирены и Дмитрия Лесневских, неожиданно для многих занявшихся печатным СМИ.
Главным редактором и генеральным директором журнала будет Раф Шакиров, прежде руководивший «Коммерсантом», «Газетой» и «Известиями». Срок выхода первого номера — февраль 2007-го. О своих планах по переформатированию «Нового времени» в журнал general interest Раф Шакиров рассказал корреспонденту «МН».
— «Новое время» — один из реликтов советской эпохи, в последнее время влачивший довольно грустное существование. Каким образом вы собираетесь вдохнуть в него жизнь?
— По поводу реликта можно поспорить. Это одно из немногих наших СМИ, самостоятельно переживших все бури эпохи реформ, и я с огромным уважением отношусь к людям, которые его делали. У журнала есть своя аудитория, большая или маленькая — не столь важно. Одному изданию и миллионного тиража маловато, а другому хватает пары десятков тысяч, чтобы быть услышанным во всех уголках страны. Качественную прессу цитируют все остальные СМИ. А индекс цитирования — один из самых важных показателей успешности проекта.
— К сожалению, у нас это понимают еще не все. Последние приобретения на рынке связаны с развлекательными и деловыми СМИ. Вы собираетесь делать другой формат?
— Действительно, в издания, отвечающие этой идеологии, устремилась большая часть капиталов. «Веселитесь и обогащайтесь» — лозунг времени. В сегменте журналов general interest у нас меньше конкурентов, чем в так называемом глянце или в сегменте деловой прессы. Считайте: русский «Newsweek», «Итоги», «Коммерсантъ-Власть», «Огонек», «Профиль». И все. К сожалению, необходимость нового курса в журнале понимают далеко не все. Кое-кто хочет делать боевой листок. Дотационные издания имеют право на существование на деньги собственника или партии, которую они обслуживают, но меня такая модель не привлекает. Мне хочется, чтобы издание работало на рынке и само себя кормило. Любая точка зрения выглядит особенно авторитетной в устах self-made man, а не приживалы и нахлебника, существующего на деньги благодетеля. Я хочу, чтобы журнал жил своей собственной жизнью и сам себя обеспечивал.
— Звучит фантастично. Название журнала располагает к утопиям?
— Название у нас символическое, и мы собираемся на нем сыграть. Мы хотим, чтобы новое время было лучше — в том числе и благодаря одноименному журналу. В нашем обществе ощутимо ожидание перемен. Оно связано с выборами, определяющими нашу жизнь, по крайней мере, на ближайшие четыре года. Это ощущение одинаково важно и для читателя, и для инвестора. Я не хотел бы подробно рассказывать о том, как журнал будет устроен. Журналы надо смотреть и читать. Скажу только, что будет другая бумага и другой макет. Формат — между А3 и А4, достаточно удобный, но не pocket-book. У нас будет все — и кино, и книги, и политика, и автомобили. Я бы хотел, чтобы журнал писал ярко и интересно о самом главном в самых разных сферах жизни.
— А чем вы будете отличаться от конкурентов?
— Наше несомненное рыночное преимущество — независимость. Независимых изданий у нас почти не осталось. В «Новом времени» ситуация гораздо более внятная и прозрачная, чем в большинстве других изданий.
— И эту независимость вы надеетесь сохранить?
— А почему бы и нет? Давить нас никто не будет. Могут устроить проверку или намекнуть на трудности в какой-нибудь сфере, но мы сами будем заинтересованы в сохранении независимости как одного из факторов процветания нашего бизнеса. Наш бизнес — условие нашего выживания. Люди теряют интерес к тем изданиям, которые им врут. Параметр независимой информации — не вкусовой и не идеологический, а абсолютно рыночный.
Вторым нашим преимуществом будет очень яркая и четкая картина того, что происходит в стране. Мы надеемся на то, что наш еженедельник сможет создавать новости, о которых будут говорить агентства. Мы будем доставать ту информацию, которую никто, кроме нас, не сможет добыть. Журналист должен работать, как хороший полицейский, — на системе информаторов. В наших журналах очень много необязательного чтения и очень мало собственной информации и журналистской позиции. Некоторые коллеги называют это объективизмом. Мы-де ни на чьей стороне, просто песенку поем. Это ерунда. Если вы не выражаете собственную позицию, значит, вами манипулируют. Другое дело, что стилистика общения с читателем не должна заключаться в навязывании собственной точки зрения. Предоставьте все факты, которые смогли добыть, а решения примет читатель. Это и есть независимая информация.
Елена Ланкина
№43 за 2006 год (10.11.2006)
*