По примеру китайских властей в Дании стали запрещать доступ к определенным Интернет-сайтам. Правда, под запрет попал не какой-либо экстремистский ресурс, а российский сайт allofmp3.com, торгующий цифровой музыкой. Несмотря на то, что деятельность этого сайта легальна лишь в России, allofmp3.com активно продвигает свои услуги за границей, что навлекло на него серьезный гнев со стороны зарубежных правообладателей.

Конкурент для CD

Суд Копенгагена потребовал от местного поставщика интернет-услуг закрыть доступ для своих пользователей к расположенному в России сайту Allofmp3. Решение было вынесено по иску Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI), развернувшей борьбу с Allofmp3.com по всему миру. Чуть ранее IFPI добилась того, чтобы платежные системы Visa и Mastercard остановили платежи со своих карт на счета Allofmp3.com. «Сайт сработан профессионально и за счет этого выглядит законно, но сама цена говорит об обратном, — заявил представитель ассоциации Мэтт Флифпс. — Они держат такие цены, так как не платят музыкантам и звукозаписывающим компаниям».

Требования правообладателей разделяют и американские власти. Летом, в разгар переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), торговое представительство США назвало закрытие Allofmp3.com одним из условий вступления России в ВТО. «США серьезно обеспокоены уровнем интернет-пиратства в России, — заявила тогда пресс-секретарь представительства Нина Мурджани. — Российское законодательство в области интеллектуальной собственности должно быть приведено к требованиям ВТО. В связи с этим мы будем призывать российскую сторону закрыть все веб-сайты, на которых незаконно размещены фильмы, компьютерные программы и музыка».

Впрочем, в самой России серьезных проблем сервис пока не испытывает. «Иностранные правообладатели «проспали» свой музыкальный рынок, а теперь хотят захватить наш, — считает депутат Госдумы Сергей Иванов. — При этом несправедливо, что из крупнейших мировых пиратских рынков, среди которых китайский и вьетнамский, для нападок был выбран именно российский». Пока что IFPI со второго раза удалось добиться возбуждения уголовного дела, но не в отношении самого сайта, а лишь в отношении его бывшего гендиректора Дениса Квасова.

Массовый спрос российских пользователей интернета на цифровую музыку появился в 1999-2000 годах. Целый ряд родившихся в то время интернет-сайтов предлагали бесплатно скачивать цифровые версии композиций или целых альбомов. В зависимости от качества интернет-соединения получение одной песни занимает от 30 секунд до 30 минут. При этом полученный файл можно прослушивать не только на компьютере, но и на популярных сегодня мобильных цифровых устройствах — mp3-плеерах. Хотя качество цифровой музыки несколько уступает компакт-дискам, последние стремительно теряют рынок, так что даже производители музыкальных центров и автомагнитол вынуждены добавлять поддержку компьютерной музыки.

Недоказанные пираты

Первое время распространение музыки через интернет как в России, так и за рубежом происходило с полным нарушением авторских прав. Начавшийся в 2001 году процесс легализации происходил по-разному. Большинство нелегальных музыкальных сервисов за рубежом были закрыты, а пришедшие им на смену интернет-ресурсы стали заключать прямые лицензионные сервисы с авторами. В России же музыкальные сайты (включая Allofmp3.com) предпочли приобрести лицензии специально созданных для обслуживания интернета обществ коллективного управления авторскими правами — РОМС (Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям) и недавно появившегося его конкурента — ФАИР (Федерация коллективного управления авторскими правами при использовании в интерактивном режиме). Эти общества берут на себя все взаимоотношения с правообладателями. В результате в России, в отличие от Запада, продавец цифровой музыки сам определяет стоимость продаваемых композиций. Сейчас на российских сайтах одна композиция стоит 0,1-0,15 доллара, тогда как за рубежом — около 1,5.

Но насколько законна деятельность таких коллективных организаций? «Воспроизведение — исключительное право правообладателя, и ни у какого РОМС этого права нет, — считает управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. — РОМС не управляет правами российских авторов, потому что авторы не заключили с ним письменных договоров. И уж тем более никакой РОМС не управляет правами зарубежных правообладателей». «Нынешний закон «Об авторском праве и смежных правах» содержит ряд неточных формулировок, которые создают противоречия между исключительным правообладателем и уполномоченными правообладателем организациями (такими, как РОМС и ФАИР). Это фактически позволяет последним не получать разрешения от правообладателей на размещение той или иной информации в Сети», — возражает юрист DLA Piper Rudnick Gray Cary Виктор Наумов.

Allofmp3.com — далеко не единственный российский сайт, который работает по схеме с авторскими сообществами. Но, в отличие от коллег, Allofmp3.com сделал ставку на зарубежную аудиторию. В результате в Великобритании 14% продаж цифровой музыки приходится на Allofmp3.com, а сам ресурс занимает в этой стране второе место по популярности. Новость о прекращении приема кредитных карт сильно расстроила американских и европейских пользователей сервиса, которые на форуме клеймят правообладателей и обсуждают возможные варианты альтернативной оплаты услуг сайта.

Игорь Королев

№43 за 2006 год (10.11.2006)

Московские новости

*