Русский язык входит в десятку самых используемых языков в Интернете. Русскоязычная аудитория сети составляет 23,7 миллиона человек. Все эти люди общаются на особом, «сетевом» русском.

Я очень хорошо помню, с чего началось для меня изучение «кибер-русского». «У меня энурез полетел», — после этого восклицания собеседника в чате я впала в легкий ступор. В голове каруселью завертелись мысли — что бы это значило? Я знала лишь одно значение слова «энурез», но оно явно не подходило к конкретной ситуации. Задетое самолюбие потребовало срочной ликвидации пробелов в сетевой разновидности русского языка. И я полезла в интернет…

Откуда растут уши

Онлайновый сленг зародился в США одновременно с первыми компьютерами-мейнфреймами. Средой, его породившей, стали американские университеты и научные учреждения, в которых работали ученые, грезившие о цифровой революции. Слово за слово, благодаря шутливому обыгрыванию простой компьютерной терминологии, в США появился на свет особый жаргон, впоследствии вместе с импортными технологиями (т. е. вместе с ПК) попавший и в Россию. Какие-то слова к нам перебрались целиком, какие-то мы заменили русскими аналогами, а некоторые «родили» сами (и продолжаем «рожать» до сих пор).

«В интернете появилась новая форма существования языка — не письменная и не устная, нечто совершенно особенное, — уверяет Алексей Кормилицын, руководитель проекта «Грамота. ру». — А старые лингвокультурные феномены, такие как «письмо Татьяны Онегину» (некогда распространенная форма коммуникации), постепенно становятся достоянием прошлого. Сегодня требуется новый формат общения, и по всему видно, что российский сектор сети находится в поисках этого формата». Получается, что наш родной, великий и могучий в интернете просто не может не приобрести новых форм: скорость, с которой печатают наши пальцы, требует новых правил игры от мозга. В чате все тексты пишутся «на бегу», а посему выглядят примерно одинаково — без знаков препинания, зачастую без прописных букв, с многочисленными сокращениями, аббревиатурами и опечатками. «Онлайн-сленг чем-то напоминает ужасный почерк врачей, появляющийся из-за необходимости писать большие объемы текста. Часто. Каждый день, — считает шеф-редактор Lenta.ru Александр Амзин. — В свою очередь такой телеграфный стиль порождает среди некоторых граждан мнение, что он (стиль) вкупе с новыми словами негативно отражается на состоянии русского языка и грамотности населения».

Но не только «профессиональная среда» выступает причиной появления на свет онлайнового сленга, плодят его и случайности. Взять хотя бы «зы», или ps, — постскриптум, по ошибке набранный в русской раскладке. Без компьютера да без практики обмена электронной почтой такое слово просто не могло бы появиться. Сегодня эта опечатка прочно вошла в онлайновую речь. Туда же проник и «лытдыбр» (lytdybr) — слово «дневник», набранное в латинской раскладке.

Еще одним неиссякаемым источником виртуального сленга стала поп-культура. «Забавно, но значительная часть новомодного сленга пришла из мультсериала «Футурама», — утверждает Александр Амзин. — Фраза «убить всех человеков», которую обожает робот-мизантроп Бендер, стала культовой в рунете. Это та самая культура, о которой герой Пелевина однажды сказал, что она до нас доходит с большим опозданием. Пелевина я упоминаю еще и потому, что в последней книге «Шлем ужаса» один из героев общается с другими героями на падонском жаргоне». Да, есть и такая разновидность кибер-русского.

Ух, «падонки»…

«Жаргон падонков» — особый стиль употребления русского языка, в последние годы широко распространившийся в рунете. Он характеризуется фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением мата и определенных, «компьютерных», штампов. Наиболее часто этот стиль используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах и является жаргоном так называемых падонков. Среди яростных противников и ортодоксальных приверженцев чистоты русского языка жаргон падонков известен как «сленг дебилов». Чтобы лучше представить себе, что такое «падонский» мир, зайдите на знаменитые сайты udaff.com. и padonki.org. Впечатлений получите массу, да и вопросы посыплются сами собой: откуда все эти виртуальные фантазии, мат, зачем намеренные орфографические ошибки и разные «энжынерыиликтропалафойсвйази»?

Эксперты считают, что все это — особая форма самовыражения. Онлайн кричит для того, чтобы отличиться от других сфер человеческой жизни. «Явление контркультуры вроде udaff.com, на мой взгляд, родилось оттого, что молодежь, вынужденная общаться «русским письменным», выразила своего рода протест против грамотности и правильности речи. Это попытка выделиться, может, и не самая умная. Но постепенно все пройдет, ведь появилось уже противоположное движение, которому присуща нарочитая вежливость и обходительность», — уверен директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Джан Хан-Магомедов.

Пройдет или не пройдет — еще неизвестно. А между тем языкотворчество онлайна уже подхватывает офлайн. Затертые до дыр «преведы» с «медведами» редко гуляют по страницам печатных СМИ, зато политики с большим удовольствием «цепляются» за нестандартные возможности лоббирования своих персон, предоставляемые популярным интернет-сленгом. Достаточно вспомнить членов СПС, устроивших митинг с лозунгами «Иванов, превед» и «Ф аццтафку, аццкий сотона!» В ногу с политиками (или даже чуть впереди) идут рекламщики. Недавно в московской подземке можно было наблюдать рекламу крупнейшего сотового оператора, пестрящую словом «зачОт». А есть истории из разряда анекдотов. В сети гуляет приказ, изданный в одной из российских компаний, в котором на полном серьезе написано следующее: «В связи с повторным случаем обнаружения в исходящем коммерческом предложении компании N фразы «…ЗаказЧЕГ с другой стороны…», а также в случаях употребления в стенах организации слов «первонах», «жжот», «ржунимагу» и прочего безобразия, взимать по 50 рублей с каждого безответственного сотрудника…» Интересно, помогут ли штрафы бороться с кибер-русским?

Как очистить землю

Контркультура побудила экспертов задуматься над очевидным вопросом — что будет дальше с русским языком? На вопрос этот нет однозначных ответов, но конкретные действия в защиту гибнущего русского языка уже намечаются. И, как ни странно, со стороны интернет-сообщества.

«Мы не просто скажем «НЕТ ПАДОНКАМ!» Мы очистим от них Землю, а вместе с нею — наш великий РУССКИЙ ЯЗЫК!!!» — такие послания все чаще появляются в сетевых чатах и форумах. Их авторы — так называемые антипадонки, готовящиеся, по их собственному признанию, охватить весь рунет. Когда наберется необходимое количество последователей, они выйдут на улицу, и «тогда вся нечисть будет уничтожена, Земля воспрянет и возродится новая раса избранных, достойных и чистоплотных людей»… Звучит пугающе, что и говорить. Остается надеяться, что в борьбе за великий русский до Третьей мировой все-таки не дойдет. Для того чтобы договариваться — мирно и по-человечески, — и дан нам всем наш родной язык.

Ольга Подлесная

№43 за 2006 год (10.11.2006)

Московские новости

*