Сегодня премьер-министр Михаил Фрадков прибывает в Пекин на очередную — уже одиннадцатую — встречу глав правительств России и Китая, а также для участия в мероприятиях в рамках проведения Года России в Китае.

Как предполагается, в ходе переговоров будут обсуждаться практически все вопросы торгово-экономического сотрудничества, причем российская сторона сделает упор на совершенствование структуры взаимного товарооборота, более активное развитие инвестиционного, инновационного взаимодействия. Не обойдут участники переговоров и проблемы сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

То, что именно эти вопросы будут в центре внимания переговоров Михаила Фрадкова и его китайского коллеги Вэнь Цзябао, стало понятно по итогам встреч, которые провел в Пекине и Шанхае вице-премьер Александр Жуков, прибывший в Поднебесную еще в воскресенье для подготовки встречи премьеров. Впрочем, именно эти проблемы стороны обсуждают каждый год. У тех, кто постоянно следит за развитием российско-китайских контактов, порой даже возникает эффект «дежавю». Например, о постыдной для России структуре товарооборота стороны говорят постоянно, однако она только ухудшается. Доля машинно-технической продукции в объеме российского экспорта в Китай уже снизилась до 1,3% при постоянном увеличении поставок сырьевых товаров, прежде всего сырой нефти. Китайцы неохотно покупают продукцию российской промышленности. И не потому, что берут что получше в западных странах. Просто-напросто за годы экономических реформ и за счет привлечения в страну иностранных инвестиций в объемах, которые России и не снились, сами научились производить то, что раньше при необходимости могли бы купить за границей. И эта тенденция не может не настораживать российских производителей машинно-технической продукции, желающих осваивать перспективный китайский рынок. «Уровень китайского машиностроения за последние годы сильно поднялся, и российские предприятия должны конкурировать на нашем рынке», — заявила заместитель премьера Госсовета КНР У И в ходе переговоров с Александром Жуковым. По ее словам, Китай наращивает свою промышленную мощь за счет иностранных компаний. «В 2005 году среди предприятий, импортирующих машинно-техническое оборудование, 76% составляли компании с иностранным капиталом», — сказала она.

Впрочем, российское энергетическое оборудование в Китае пока в цене. И на этом рынке российские компании вполне могут быть конкурентоспособными. «Силовые машины», например, договариваются о поставках турбин и генераторов для ТЭС «Вэйцзямао». То же самое можно сказать о российском атомном машиностроении. Компания «Атомстройэкспорт» строит первую очередь (два блока) Тяньваньской АЭС и рассчитывает, что договорится о возведении не только оставшихся двух блоков, но и о строительстве других АЭС. Тут, правда, не все гладко. Из-за состояния российской промышленности, пережившей не лучшие времена в 90-е годы, сроки сдачи блоков не раз переносились. Так, планировалось, что первый блок будет сдан в коммерческую эксплуатацию в апреле 2004 года, но он не сдан до сих пор (предполагается, что это произойдет весной 2007 года). Сдача второго блока также затягивается. Кроме того, были проблемы с наладкой оборудования первого блока.

Из-за всех этих проблем России будет нелегко уговорить китайских партнеров продолжать сотрудничество, тем более что конкуренты из ряда ведущих стран не спят. Как признал источник в российской делегации, сопровождающей вице-премьера Александра Жукова, «дальнейшее отставание от графика сдачи первого блока в эксплуатацию ведет к уменьшению интереса китайской стороны к продолжению сотрудничества с российскими организациями в сооружении второй очереди АЭС». Впрочем, атомщики надеются на лучшее.

Россия в числе мировых лидеров не только в использовании мирного атома, но и в освоении космического пространства. Михаил Фрадков и Вэнь Цзябао вряд ли обойдут эту тему, тем более что в космическом сотрудничестве заинтересованы обе стороны: Россия получает финансирование ряда перспективных проектов, Китай — новые технологии. Как сообщил журналистам глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов, приоритетом являются совместные работы по исследованию Луны. Предполагается доставка на спутник Земли лунохода, забор грунта. Реализация проекта намечена на 2010—2011 годы (уже в следующем году китайцы предполагают совершить при содействии России беспилотный полет вокруг Луны).

И все же главное, что Китай хочет получать сегодня от России, — энергоресурсы: нефть, газ, электроэнергию. Об этом также пойдет речь на переговорах Михаила Фрадкова и Вэнь Цзябао. Вряд ли китайская сторона не спросит российскую о точных сроках сооружения нефтепровода Россия—Китай и перспективах строительства газопровода.

Как сообщил Александр Жуков, по итогам встречи премьеров России и Китая предполагается подписать 17 документов. Среди них соглашения о режиме российско-китайской государственной границы, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по атомной энергии и Комитетом по оборонной науке, технике и промышленности КНР о развитии среднесрочного и долгосрочного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Министерство экономического развития России и министерство коммерции Китая подпишут меморандум о завершении разработки программы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на 2006—2010 годы, а также план мероприятий по стимулированию двусторонней торговли машинно-технической продукцией на 2007—2008 годы. РАО «ЕЭС России» и Государственная электросетевая корпорация Китая должны зафиксировать на бумаге основные принципы реализации проекта широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в КНР (также они подпишут контракт о покупке и продаже электроэнергии в рамках первого этапа проекта). Российско-китайский деловой совет и Китайская ассоциация развития и планирования промышленных инвестиций заключат соглашение о создании российско-китайского клуба инвесторов.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин

N°206

09 ноября 2006

Время новостей

*