Мир увидел тихий и "зеленый" самолет
Британские и американские специалисты представили миру созданный ими проект самолета SAX-40, который способен не только резко снизить влияние гражданской авиации на климатические перемены, но и летать практически бесшумно. Кроме того, лайнер, придуманный командой Кембриджского университета и Массачусетского технологического института, радикально отличается от ныне существующих своей формой.
Официально эта концепция известна как Blended Wing Body, что в свободном переводе может звучать как «фюзеляж с вживленными крыльями». Бесхвостая фигура новой машины напоминает очертаниями летучую мышь.
Но важнее то, что SAX-40 использует топливо на 35% более эффективно, чем самый экономичный из ныне существующих авиалайнеров.
Цена на нефть, конечно, уже опустилась с отметки в 78 долларов за баррель, на которой находилась несколько месяцев назад, но вряд ли топливо радикально подешевеет в обозримом будущем. Экономичность — один из весьма значимых факторов в бухгалтерии любой авиакомпании.
Правда, все это вовсе не означает того, что новый самолет, макет которого выставлен в Королевском обществе аэронавтики в Лондоне, когда-нибудь будет построен на самом деле.
С первого полета «Боинга-707» в 1957 году, который ознаменовал собой начало реактивной эры в коммерческой авиации, внешний вид самолетов изменился очень мало. Они и сегодня состоят из сигарообразного фюзеляжа и двух как бы оттянутых назад крыльев с подвешенными к ним двигателями.
Стоимость инновации
SAX-40 намного тише, чем совремеменные реактивные лайнеры |
У этого консерватизма есть очень логичное объяснение — экономика.
Делая фюзеляж сигарообразным, авиастроители могут легко строить целое семейство более или менее крупных самолетов, многие комплектующие в которых абсолютно взаимозаменяемы.
А когда двигатели подвешены к крыльям, они легки в обслуживании или в модификации, которую обычно осуществляют по достижении самолетом половины отведенного ему 30-летнего срока службы.
Вообще-то авиастроители за последние полвека внесли массу существенных поправок, к примеру, стали использовать композитные материалы и более легкие, более экономичные двигатели. И все же, как говорит профессор Кембриджского университета Анн Донован, руководившая британской частью совместного проекта по созданию бесшумного лайнера, вносить изменения в основы авиационного дизайна становится все сложнее.
Но, добавляет она, «причин для радикальных перемен становится все больше. Только таким образом мы сможем сделать использование топлива намного более экономичным».
Однако авиастроительным гигантам — таким как Boeing или Airbus — нужно чтобы подобные перемены достаточно быстро оборачивались возвратом инвестиций.
Инженеры Boeing сейчас работают над созданием топливных ячеек, которые обеспечивали бы энергией системы кондиционирования воздуха в самолетах и электрические узлы. Сегодня все это питается от двигателей, что снижает их КПД.
Билл Гловер из компании Boeing говорит, что топливные ячейки позволят добиться существенной экономии. «С топливными ячейками мы можем брать обычное топливо, трансформировать его в водород и очень эффективно вырабатывать электричество, — объясняет он. — Единственным побочным продуктом тогда оказывается вода».
Но даже до этого еще от 10 до 15 лет.
Радикальный сдвиг?
Airbus столкнулся с серьезными проблемами при запуске гиганта A380 |
Авиастроители осторожничают не зря: выпуск совершенно нового самолета — удовольствие очень дорогое и достаточно рискованное.
Когда в 1968 году Boeing запустил в производство свой огромный 747, он столкнулся с серьезными финансовыми проблемами — спрос на эту модель вдруг не оправдал ожиданий. Чтобы выжить, компании пришлось уволить огромное число сотрудников; ее штат тогда сократился со 100 тысяч до 38 тысяч человек.
Сегодня финансовые трудности испытывает Airbus, которому никак не удается запустить в серийное производство гигантский двухпалубный A380.
Производители рискуют куда меньше, разрабатывая новые модели самолетов на основе того, что уже имеется, а не перестраивая полностью все производство. Ведь этот процесс к тому же требует и строительства совершенно новых производственных мощностей.
Однако на фоне опасений относительно глобального потепления мы все же можем дождаться радикального сдвига в авиастроении. Этот сценарий представляется более вероятным, если авиакомпаниям придется платить «зеленые» налоги за те тепличные газы, которые выбрасывают в атмосферу их самолеты.
Но даже при таком развитии событий не стоит ждать, что уже вскоре небо заполнится лайнерами, совершенно не похожими на нынешние.
Когда авиакомпания покупает новый самолет, ей приходится эксплуатировать его не одно десятилетие, чтобы он окупился. А это значит, что даже если производители и одобрят новый дизайн, то на борт самолета вроде SAX-40 мы с вами поднимемся в лучшем случае году в 2030-м.
Тим Боулер
Би-би-си
понедельник, 06 ноября 2006 г., 06:49 GMT 09:49 MCK
***