Немцы идут на Варшаву (номинации кино)
Европейская киноакадемия огласила список номинаций на призы европейского кино, которые будут вручены в Варшаве 2 декабря.
Лишь кажущаяся безмятежной картина «Жизнь других» заставила кинокритиков выдумать новый жанр – «гуманистический триллер» |
В голосовании академиков участвовал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Главная неожиданность – появление в списке номинантов в качестве явного фаворита фильма-дебюта немецкого режиссера с трудной фамилией Флориан Хенкель фон Доннерсмарк «Жизнь других». Он попал сразу в пять из шести номинаций, включая «Европейский фильм», «Европейский режиссер», «Европейский актер» и «Европейская актриса». Остальные четыре фильма, фигурирующих в самой главной номинации, хорошо известны по крупным фестивалям: «Ветер, который качает вереск» Кена Лоуча награжден Золотой пальмовой ветвью, «Грбавица» Ясмилы Жбанич – «Золотым медведем»; «Возвращение» Педро Альмодовара, «Дорога на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома, «Завтрак на Плутоне» Нила Джордана прогремели в Канне либо Берлине. А вот «Жизнь других» была показана лишь вне конкурса в Локарно, а потом на «Молодiсти» в Киеве, где ничего не получила. Зато эта картина стала рекордсменкой немецкого проката и теперь имеет большой шанс победить в розыгрыше европейских призов.
«Жизнь других» – душераздирающая мелодрама, или, как определяют жанр картины пиарщики, «гуманистический триллер». События фильма происходят в Восточном Берлине в 1984 году. Герт Вислер, капитан «Штази», получает задание нарыть компромат на писателя и драматурга Георга Дреймана – день и ночь напролет он прослушивает его разговоры с любовницей, актрисой Кристой Марией, и с коллегами-диссидентами. В Кристу Марию влюблен высокопоставленный функционер, который принуждает ее к тайным встречам. А вскоре актрису заставляют и стучать на писателя, что приводит ее жизнь к трагическому финалу. Между тем капитан в наушниках все больше проникается идеями свободолюбивой литературы и фактически встает на сторону своих врагов, жертвуя спецслужбистской карьерой. После падения Стены Дрейман проникает в архивы и узнает о том, кто его спас от расправы. Свой новый роман он посвящает агенту под условным номером – герою невидимого фронта, который так и не познал славы и вынужден при новой власти разносить почту.
Только среди ветеранов бывшей ГДР можно было услышать скепсис в адрес этого сказочного фильма. Для западной публики, а также для новых поколений зрителей ужасы тоталитаризма отошли в область мифов и притч, мелодрам и триллеров. Очевидно, что высокий рейтинг этого фильма связан в первую очередь с наступлением немецкой киноиндустрии, которая финансово лидирует в Европе, но никак не может добиться признания на больших фестивалях, даже на своем собственном Берлинском, который (как и Каннский) отклонил картину Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Немцам обидно: они, инициаторы создания и держатели штаб-квартиры Европейской киноакадемии, ни разу за всю ее историю так и не смогли отхватить главный приз. На сей раз, когда церемония проходит не в Берлине (как это случается каждый второй год), а впервые в Варшаве, немцам предоставляется возможность наконец победить. Хотя их конкуренты сильны, но немецкий фильм имеет преимущество темной лошадки, не заезженной на других призовых конкурсах.
В режиссерской номинации противостоять старым коням Лоучу и Альмодовару способен модный итальянец Эмануэле Криалезе, чей «Новый мир» стал сенсацией Венецианского фестиваля. В актерских номинациях предугадать результат трудно. Пенелопа Крус блеснула лучшей за всю свою карьеру ролью в «Возвращении», а ветеранша Натали Бай предстала в боевой форме в «Маленьком лейтенанте», но им обеим академики могут предпочесть боснийку Мирьяну Каранович из «Грбавицы». Номинирована также Сара Полли («Тайная жизнь слов») – несмотря на неевропейское гражданство. Среди мужчин самую эффектную роль трансвестита сыграл Киллиан Мэрфи в «Завтраке на Плутоне», а самую глубокую – Патрик Шене в фильме «Я здесь не для того, чтобы меня любили».
Номинантов в категории «Европейское открытие» по регламенту всего четыре; они определялись специальным жюри под эгидой ФИПРЕССИ. Если бы было пять, среди них оказалась бы и «Эйфория» Ивана Вырыпаева. Из тех, что остались в шорт-листе, имеют шансы победить венгерский «Свежий воздух» Агнес Кошич и «13» Гелы Баблуани, представляющий Францию и Грузию, а также – в качестве дани хозяевам церемонии полякам – «Возвращение» Славомира Фабицкого. Лучший же восточноевропейский фильм «12.08 К востоку от Бухареста» румына Корнелиу Порумбою единственный попал во взрослую номинацию «Европейский сценарист», хотя заслуживает гораздо большего.
Два российских фильма прошли предварительный отбор – «Гарпастум» Алексея Германа-младшего и «9 рота» Федора Бондарчука, но до шорт-листов оба не дошли. Так что единственным российским номинантом стал «Рыбак и танцовщица» Валерия Соломина по категории документального кино. Однако уже объявлено, что в этой номинации победителем признан другой фильм – «Великое безмолвие» Филипа Гренинга. Это еще один жест академии в сторону немецкого кино. А поляков, несомненно, должно порадовать, что родину посетит Роман Поланский – не только в качестве национальной гордости, но и для получения почетной награды за карьеру и вклад в европейское кино.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 208 (№ 3539) от 08.11.2006, СР
***