В конце сентября состоялся первый официальный визит в Китай руководителя американского аэрокосмического агентства NASA Майкла Гриффина. Событие, безусловно, знаковое. Оно свидетельствует о намерении двух держав начать рассматривать в практической плоскости возможность сотрудничества в области, которая имеет непосредственное отношение к вопросам национальной безопасности.

Китайский космический корабль «Шеньчжоу» может стать достойной альтернативой «Союзу» в планах NASA иметь «запасной» вариант доставки людей и грузов к Луне.

Графика Саймона Зайка

Однако на пути подобного взаимодействия есть несколько проблем, разделяющих Америку и Китай. Первая – Тайвань. Вторая – хищение китайцами американских технологий, в том числе и двойного назначения. Согласно источникам, близким к Белому дому, в настоящее время в Соединенных Штатах действуют 3200 подставных фирм, так или иначе связанных с Китаем, которые занимаются сбором информации о подобных технологиях или же закупкой конкретных образцов техники. Благодаря этому Китай, по словам начальника контрразведки ФБР Дэвида Сзади, в 3–5 раз сокращает время на разработку новых типов вооружений.

Не случайно, выступая на Международном астронавтическом конгрессе в октябре этого года в Испании, Гриффин заявил: «Для Соединенных Штатов не столько важно партнерство в разных сферах космической деятельности, сколько то, чтобы некоторые ключевые технологии, которые есть у нас и нет у других, не были бы использованы против нас и наших союзников».

Говоря об итогах встреч в Китае, Гриффин исключил возможность сотрудничества с этой страной в области создания и эксплуатации Международной космической станции (МКС). Сборка комплекса в самом разгаре, и вносить изменения в его конструкцию ради интеграции в него китайских элементов (которые Китай еще должен научиться проектировать и изготавливать) никто не станет.

Однако что касается сотрудничества в других сферах беспилотной гражданской космонавтики, то Гриффин допустил возможность создания совместных американо-китайских рабочих групп по следующим направлениям: мониторинг Земли, изучение климата, полеты автоматических аппаратов к другим планетам, а также обмен научной информацией, полученной в ходе различных исследовательских миссий. Более того, глава NASA и директор Национального космического агентства Китая Сунь Лайан договорились о регулярных ежегодных встречах.

Винсент Сабатьер – старший научный сотрудник и директор программы космических инициатив в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, призвал накануне визита Гриффина в Китай покончить с зависимостью Америки от российских «Союзов». Между окончанием эксплуатации шаттлов в 2010 году и прогнозируемым на середину следующего десятилетия началом регулярных миссий нового американского корабля CEV будет промежуток. Сабатьер предложил заполнить его полетами американских астронавтов на МКС на китайском космическом корабле «Шеньчжоу». Напомню, что два корабля этого типа уже совершили успешные полеты, в том числе с экипажем из одного и двух человек.

«Присматривание» США и Китая к взаимному партнерству в этой области налицо. Весной 2006 года китайская делегация по приглашению NASA уже участвовала в прошедшем в Вашингтоне семинаре по анализу перспектив участия различных стран в реализации лунной программы США. Означает ли это, что «Шеньчжоу» может стать достойной альтернативой «Союзу» в планах NASA иметь «запасной» вариант доставки людей и грузов к Луне? По мнению директора Института космической политики в Вашингтоне Джона Логсдона, оснований для подобного вывода еще нет, ибо «в официальных планах Китая пока не значится создание системы для пилотируемых лунных миссий».

Но при этом Логсдон подчеркнул, что Поднебесная четко обозначила свое намерение занять место среди стран, сидящих во главе космического «стола», и что в интересах США, как лидирующей космической державы, пригласить Китай в этот элитный «космический клуб». В этом случае Америка, действуя по принципу «если какой-нибудь процесс нельзя остановить, следует его возглавить», получила бы возможность оказывать определенное воздействие на формы и степень интеграции Китая в международную космическую деятельность.

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш — доктор наук (Ph.D.) США по специальности «Космическая политика и международные отношения, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского.

08.11.2006

Независимая газета

***