Сегодня на полках немецких супермаркетов покупатель может найти до ста сортов шоколада. Чтобы завоевать покупателя, производители соревнуются в оригинальности. До введения евро производители плиточного шоколада в Германии были ограничены ценой, которая традиционно не могла быть выше одной марки. На превышение этого ценового барьера покупатели реагировали крайне негативно.

Ценовой потолок заставлял производителей полностью автоматизировать производство, чтобы свести затраты на минимум. Однако рационализация тоже имеет свои физические пределы.

Курс на экзотику

Поэтому фирмы активно продвигали на рынок новые сорта шоколада, с тем, чтобы продать их потребителю по максимально допустимой цене. С введением европейской валюты производители получили больший простор в ценообразовании. Они смогли повысить цены, сделав это так, что потребитель, растерянный множеством новых измененных цен, особо и не возмутился. Но новые цены предполагали и новую продукцию. Все это ускорило процесс внедрения в отрасли инноваций.

Главный тренд в шоколадной промышленности: плиточный шоколад стал экзотичнее, горче и экологичнее. Шоколадки с такими экзотичными добавками, как черный и красный перец, корица, мята стали составной частью ассортимента большинства производителей.

Традиционный молочный шоколад содержит 35 процентов какао, горький — до 70 процентов. Сейчас ряд производителей выпускает уже шоколад с 80-ти процентным содержанием, а некоторые фирмы — даже с 99-процентным.

«Здоровый» шоколад

Все популярнее становится шоколад, изготовленный из экологически чистых компонентов. Если в целом, рынок биопродуктов в Германии стагнирует, то, к примеру, продажа экологических сортов шоколада у крупнейшей в стране компании по реализации этой продукции Gepa возросла в 2005 году на 30 процентов.

Однако в целом немецким изготовителям плиточного шоколада приходится нелегко. За первые восемь месяцев 2006 года было продано на 5,6 процента меньше продукции, чем в прошлом году. В жаркие летние месяцы шоколад почти не продавался. Однако стоимость проданного товара осталась почти той же, что и раньше. С одной стороны, ситуация объясняется повышением цен, проведенным производителями шоколадной продукции в конце 2005 года, с другой — тем, что покупатели предпочитают приобретать более дорогой шоколад. Исследования показали, что клиенты, обладающие высокой покупательской способностью, выбирают дорогие сорта шоколада, вина, табака.

Однако резко увеличить производство дорогих сортов невозможно, из-за нехватки качественных бобов какао. Лишь пять процентов общего урожая годны для производства подобной продукции.

Еще одно направление в «шоколадной» промышленности — производство нового диетического шоколада со вкусом, не уступающим традиционному. Первый шаг уже сделан. На прилавках появился шоколад, содержащий на 30 процентов меньше сахара, но обладающий традиционными вкусовыми качествами. Специалисты утверждают, что технически возможно уменьшить содержание сахара еще на столько же.

Немецкая шоколадная промышленность видит перспективы развития не только в расширении внутреннего потребления, но и в экспорте своей продукции. Резервы для этого большие. К примеру, немцы съедают ежегодно около 10 килограммов шоколада, а китайцы лишь 50 граммов…

05.11.2006

Deutsche Welle

***