В этом году Ульяновскому железнодорожному мосту, соединяющему два берега Волги, исполнилось 90 лет
3 ноября 2006 года в 12.00 на железнодорожном мосту через Волгу – в мостовом цехе – состоялось тожественное собрание, посвященное 90-летию со дня ввода в эксплуатацию железнодорожного моста через Волгу в районе г. Ульяновска. Мостовой переход через реку Волгу в районе города Ульяновска был построен в 1913-1916 годах для соединения линией подходящих к Ульяновску с запада и востока транспортных магистралей. Сегодня он является связующим звеном между Европейской Россией и Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Волжский мост является одним из крупнейших сооружений в Европе. Его протяженность превышает 2,1 км.
***
В настоящее время ремонтом и текущим содержанием моста занимаются более 30 работников Ульяновской дистанции пути Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Среди них те, кто проработал на этом объекте не одно десятилетие. Мостовой мастер Сергей Баленков на Волжском мосту трудится с 1981 года, мостовой бригадир Владислав Сокур — с 1988 года, ремонтники искусственных сооружений Александр Купцов, Александр Сологубов, Валерий Щегунов — с 1990.
Более 40 лет проработал на этом сооружении Александр Лампеев, он был мостовым бригадиром, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
25 из 42 лет трудового стажа на Ульяновской дистанции пути КбшЖД Сергей Фокин посвятил мостовым сооружениям, с 1981 года он перешел работать мостовым мастером, сейчас он – заместитель начальника дистанции по искусственным сооружениям.
***
Почти вековая история моста связана с несколькими трагическими событиями:
— В июле 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром, горели строительные леса вокруг его опор.
— В мае 1915 года грандиозный оползень Симбирской горы разрушил подходы к мосту со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции.
— В июне 1983 года на железнодорожном мосту через Волгу произошла серьезная авария. Пассажирский теплоход «Александр Суворов» пошел под несудоходный восьмой пролет и верхней палубой задел мост. В результате аварии пролетное строение было смещено на 300 мм. В это время по мосту следовал грузовой поезд в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельс.
***
В 2000 году руководством Куйбышевской железной дороги – филиалом ОАО «РЖД» принято решение о капитальном ремонте железнодорожного моста, после того, как специалисты определили, что у конструкций появилась «усталость металла».
В 2003 году на железнодорожном мосту через Волгу началась замена пролетов. Работы финансирует ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с планом капитального ремонта за навигацию производится замена трех пролетных строений. Три раза за летний период полностью перекрывается движение пассажирских и грузовых поездов по мосту. За 89 часов 10 минут мостостроители УФСК «Мост» демонтируют старый пролет и устанавливают новый. Во время закрытия моста и остановки движения поездов ведутся и путевые работы, направленные на «оздоровление» железнодорожного полотна.
Так, на сегодняшний день на мостовом переходе установлено 10 новых пролетов, в том числе заменен пролет, поврежденный в результате аварии с теплоходом «Александр Суворов». Новые пролетные строения рассчитаны на большие нагрузки, по мосту безопасно могут следовать тяжеловесные составы. Кроме того, параллельно ведется усиление опор. Это повышает прочность конструкции и продлевает срок эксплуатации.
На сегодняшний день на мосту осталось пять старых пролетов, три из которых планируется заменить в 2007 году, два оставшихся – в 2008. Существует легенда, что одна из заклепок легендарного моста сделана из драгоценного металла. Другая история гласит, что в бетонную опору была замурована серебряная плита, на которой были выбиты имена самых первых мостостроителей. Спрятан ли клад в оставшихся пролетах или это легенда Романовского моста мы сможем узнать в ближайшее время.
В торжественном собрании 3 ноября 2006 года примут участие начальник Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Владимир Лукашов, министр промышленности Ульяновской области Виктор Шемет, председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Ульяновской области Андрей Тюрин.
В рамках мероприятия состоится церемония награждения лучших работников Ульяновской дистанции пути Куйбышевской железной дороги и ветеранов, которые не один десяток лет проработали на этом мостовом сооружении. По информации Службы по связям с общественностью КбшЖД
*