В среду в Кельне открылась художественная ярмарка Art Cologne. Это не только самая старая, но и по-прежнему самая значительная выставка-продажа современного искусства. «Art Cologne» и на сей раз — пестрый букет старого и нового, признанного и лишь добивающегося признания.

Art Cologne-2006

На выставке

Art Cologne-2006 смещает акценты

Art Cologne в нынешнем году в последний раз проходит осенью, в 2007 году она пройдет с 18 по 22 апреля. Впервые на ярмарке организована специальная программа «скрытые сокровища». Она призвана привлечь внимание любителей искусства к уже признанным авторам старше 40 лет, работы которых еще не устоялись на рынке произведений искусств, и поэтому их можно приобрести по невысоким ценам.

Механическое фортепьяно в фойе ярмарочного комплекса наигрывало расслабленный джаз, обходясь вовсе без пианиста — и, пожалуй, могло сойти за аллегорию всего мероприятия: арт-рынок играет по своей отлаженной программе, большие художественные ярмарки приходят с неизбежностью времен года, и почти столь же однообразны. Впрочем, можно ли назвать «однообразной» весну или «монотонной» осень? Вот и «Art Cologne» и на сей раз — пестрый букет старого и нового, признанного и лишь добивающегося признания.

В поисках новых лиц

«Нам нужны новые лица — как среди галеристов, так и среди художников», — говорит директор ярмарки, Жерар Гудроу, и констатирует мягкое смещение кельнских акцентов: «Art Cologne» перестает быть ярмаркой так называемого «классического модерна» — искусства рубежа 19 и 20 веков. Так что, за Пикассо и Шагалом в Кельн в этом году ездить не стоит. Однако не участвует ярмарка и в гонке за непременно «новым» и «молодым» — как это свойственно новомодным арт-шоу в Лондоне или Берлине.

В Кельне «жемчужное зерно» ищут в искусстве последних трех-четырех десятилетий. Так, негласная звезда «Art Cologne» — 70-летний итальянский концептуалист Янис Кунелис. Его почтили даже реконструкцией ранней работы — инсталляции под названием «12 живых лошадей», задуманной три с половиной десятка лет назад в качестве протеста против засилья коммерции на художественном рынке. Сегодня ничего не подозревающие животные (разумеется, с согласия ветеринаров) жуют сено в уютных стойлах посреди пестрой ярмарки. Впрочем, конюшня — один из немногочисленных крупногабаритных объектов: доминируют по-прежнему картины и скульптуры, сопоставимые с размерами жилища среднего коллекционера. На него же ориентированы и другие новшества: например, сокращение числа галерей с 250 до 185 — и выставочной площади почти на треть. Ноги в конце ярмарочного дня будут теперь ныть значительно меньше. Сработает ли принцип «лучше меньше, да лучше» — покажет время.

Российские галереи ищут свой профиль

Риторический вопрос об отсутствии на представительной ярмарке галерей из России вызывает у члена оргкомитета, кельнского галериста Карстена Греве, заметное раздражение: «Тема «российские галереи» давно занимает нас в Кельне, мы пристально следим за происходящим. Но назовите мне хотя бы десять российских галерей, имеющих международное значение. Должен сказать, что пока у российских коллег серьезные проблемы с выбором пути и профиля — думаю им надо дать время для развития».

Кстати: нынешняя ярмарка — последняя «осенняя». С 2007 года ярмарка будет проводиться весной, в конце апреля. Так что — не приходится надолго прощаться.

Анастасия Рахманова

Подробнее: на сайте «Deutsche Welle»

Deutsche Welle

***