Российские траулеры готовят вторжение в Северный Ледовитый океан
Россия уже строит траулеры, которые будут бороздить моря Северного Ледовитого океана, открывающиеся из-за таяния ледников в ходе глобального потепления, предупредили вчера ученые.
При этом международные соглашения, которые ограничивают деятельность по добыче нефти и газа, а также вылов рыбы в Арктике в лучшем случае можно назвать устаревшими, а в худшем – неполноценными. Об этом было заявлено на собрании, состоявшемся вчера в Лондоне.
По прогнозам, ледники, покрывающие летом поверхность Северного Ледовитого океана, исчезнут к 2080-2100 году, что ставит под угрозу жизнедеятельность белых медведей и моржей, однако позволит расширить ареал обитания треске и другим видам рыбы.
Существенная часть этой рыбы окажется в международных водах, и рыболовная, а также нефтегазовая гонка в арктических морях уже стартовала. Россия предъявила претензии на воды вплоть до Северного полюса.
Канада и Дания фактически ведут войну за остров Ханс – обе страны претендуют на эту крошечную ненаселенную полоску суши в проливе Кеннеди, где проходит северо-западный морской путь.
Соединенные Штаты, одна из стран, имеющих выход в Арктику, не относятся к числу стран, подписавших Конвенцию ООН по морскому праву, которая регулирует рыбный промысел в международных водах.
Профессор Жаклин Макглейд, исполнительный директор Европейского агентства по охране окружающей среды, сообщила, что два российских траулерных флота уже создают специальные суда для рыболовства в водах к северу от архипелага Свальбарда (Шпицберген).
«Рыболовецкий промысел выходит на неизвестные просторы. Если мы позволим развиться полноценной экосистеме, то сможем добывать там огромное количество рыбы. При этом, если мы вторгнемся туда слишком быстро, нам достанутся лишь креветки да кальмары. Но смогут ли страны достаточно долго оставаться в стороне? – задается вопросом Макглейд. – Дела, как это обычно бывает в рыболовстве, обстоят весьма плачевно. Давайте же не повторять ошибок европейских рыбаков, разрешая открытый доступ к этим запасам».
Профессор Макглейд сообщила, что эскимосы, населяющие восток Гренландии, запретили кому-либо участвовать в вылове креветок, число которых заметно увеличилось после таяния летних ледников, и решили добывать их своими силами.
Однако в других местах промышленные траулеры жадно принялись за разработку новых рыбных запасов, возросших из-за отсутствия круглогодичного ледового панциря.
По словам Жаклин Макглейд, оптимальный способ регулирования рыболовного промысла – это передача управления им северным народам, чьи интересы обычно игнорируются.
Профессор Грэхем Шиммилд, директор Шотландской ассоциации океанологии, рассказывает: «Скумбрия, сельдь, треска и мойва следуют за плавучими льдами. Планктон движется на север, и мы видим, как на север перемещается вся пищевая цепочка».
До настоящего времени планктон в Северном Ледовитом океане служил пищей для жителей морского дна, таких, как омары, гребешки и прочие моллюски и ракообразные. Как объясняет профессор, с освобождением ото льда все большей поверхности моря в верхних морских слоях станет больше планктона и это привлечет мигрирующие виды рыб.
Недавние исследования, проведенные Международным советом по исследованию морей, показали, что треска может распространиться в морях шире, чем сегодня, если доберется до теплеющих вод Арктики. Однако если популяция трески на юге окажется недостаточной для того, чтобы часть рыбы мигрировала в Северный Ледовитый океан, расширения ареала обитания может не произойти.
Сдерживающим фактором в этом случае является чрезмерный отлов рыбы в Норвегии, Канаде и странах Евросоюза.
*