2 ноября 1877 года самарский 1 гильдии купец Петр Семенович Субботин высказал властям города желание проложить конно-железный путь от железнодорожной станции Самара до Хлебной пристани на Волге. Свое предложение он мотивировал тем, что провозная плата извозчиков стала высокой, обозы идут по улицам, доставляя немало хлопот владельцам домов, выбивают мостовые из жигулевского камня, который мягок.

Петр Семенович полагал возможным проложить рельсовые пути и в другие пункты города, если возникнет в том необходимость. Землю под рельсы для конки он просил у города бесплатно, обещая платить с каждого пуда перевезенного по ней груза по 25 копеек. Разумеется, все расходы по сооружению конки брал на себя.

Грузооборот самарской пристани еще до постройки ветки Оренбургской железной дороги в урожайные годы достигал десяти миллионов пудов. С окончанием строительства моста через Волгу он мог вырасти в несколько раз. И каждый миллион пудов, перевезенных на конке, принес бы городской казне 250 тысяч рублей.

Городская управа нашла предложение купца весьма полезным для города. Однако гласные проявили осторожность и поручили специальной комиссии детально проработать этот вопрос. И комиссия нашла, что рельсовый путь по береги реки Самары затруднит движение хлебных грузов, ибо отрежет причалы от хлебных амбаров, затруднит швартовку пароходов и барж, погрузку в них хлеба.

Но замысел самарского купца все-таки был реализован. Увы, не им. Уже летом 1879 года Министр путей сообщения утвердил проект железнодорожной ветки по берегу Самары к Волге. Она была проложена, «по государственным соображениям» и действовала до наших дней. В годы Великой Отечественной войны по ней доставлялось топливо для Самарской электростанции и Жигулевского пивзавода. Ветка была демонтирована при строительстве первой очереди волжской набережной.

*