Сегодня в мире два глобальных игрока в самолетостроении. Это американская компания «Боинг» и европейский концерн «Аэрбас». Очевидно, что своих успехов на мировом рынке эти холдинги достигли за счет укрупнения и объединения десятков авиастроительных предприятий. По мнению руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина, Россия и Китай могут создать новый мировой центр авиастроения, который сможет успешно конкурировать и с «Боингом», и с «Аэрбасом».

«В настоящее время созрели предпосылки для масштабного сотрудничества между Китаем и Россией именно в области гражданской авиации, кроме того, сейчас очень подходящее время, для того чтобы совместно выступить в качестве третьего мирового центра авиастроения наряду с Европой и США», — заявил Борис Алешин, прибывший в Китай для участия в представительном международном форуме «Чайна Интернэшнл Авиэйшн анд Аэроспэйс» и авиасалоне «Аэрошоу Чайна-2006».

    Россия уже предлагает Китаю интенсифицировать переговоры по совместным проектам в области гражданского авиастроения, но пока они идут довольно медленно.

    «Реакция на наши предложения достаточно осторожная, однако могу сказать, что по этому вопросу уже проходили переговоры с китайской стороной. Я не думаю, что мы за одну или две встречи сможем решить все проблемы, но почти не сомневаюсь, что мы будем продвигаться в этом направлении», — сказал Борис Алешин РИА Новости. «В частности, мой визит в Китай предполагает, что переговорный процесс пойдет более активно», — добавил он.

    По мнению главы Роспрома, у России существует большое количество разработок, которые могут быть использованы в совместных проектах с Китаем. Это, к примеру, новый среднемагистральный самолет MTA, у нас есть прекрасный опыт по разработке турбовинтовых машин, есть Ил-76 и Ан-124, то есть Россия совместно с Украиной и Узбекистаном, безусловно, может конкурировать в этих сферах.

    При этом одним из главных элементов российского предложения китайской стороне является создание совместной единой платформы для пассажирского и транспортного самолетов.

    «Мы призываем и предлагаем нашим китайским партнерам рассмотреть возможность строительства самолетов двух типов — пассажирского и грузового — на одной платформе, это будет совместная платформа, не чисто китайская или чисто российская, какая будет выбрана, все зависит от того, насколько мы сможем поставить бизнес выше политики», — сказал глава Роспрома.

    У китайско-российского сотрудничества в сфере гражданской авиации хорошие перспективы. Такое сотрудничество предполагает организацию новых российско-китайских проектов полного цикла. Имеется в виду, что Россия и Китай, используя национальные технологические базы, совместно проектируют, производят и продвигают на авиарынок совместные продукты как равноправные участники партнерства. Если нам удастся таким образом организовать сотрудничество, то фактически это будет означать заявку на создание нового мирового центра авиастроения.

    После стратегического выбора рыночных ниш должна начаться работа промышленных объединений. Со стороны России это будет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) — перспективный участник российско-китайского партнерства.

    Возможность такого стратегического партнерства будет активно обсуждаться в ходе международного авиасалона «Аэрошоу Чайна-2006» в Чжухае.

Андрей ГАРАВСКИЙ

1 Ноября 2006 года

Красная звезда

***