Государство фактически признало свое фиаско в попытках установить контроль над рынком алкоголя. Введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), через которую должен проходить весь алкоголь в России, не принесло ожидаемых результатов: легальные производители не могут пробиться в систему, а новые отравления подпольной продукцией, идущей вне системы, фиксируются каждый день. На очереди — радикальные меры.

Как заявил вчера спикер Госдумы, глава «Единой России» Борис Грызлов, логичным шагом теперь стало бы введение государственной монополии на продажу алкоголя. Со сходными предложениями выступили спикер Совета Федерации Сергей Миронов и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

Вопрос о монополии на продажу алкоголя, по словам г-на Грызлова, уже обсуждается в Думе. В прошлом году от употребления некачественного алкоголя погибло более 30 тыс. человек, а за январь—август 2006 года — 17 тыс., напомнил вчера глава Госдумы журналистам. «Это ужасное количество: то, что происходит сейчас, подводит к мысли, что одной госмонополии на оборот спирта недостаточно, пора ставить вопрос и о государственной монополии на продажу алкогольной продукции»,— заявил он.

На прошлой неделе за госмонополию на алкоголь выступил спикер Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. По словам г-на Миронова, в верхней палате уже подготовлен соответствующий законопроект. «Госдума нас в этом поддержала. Только правительство не дает добро», — отметил он.

Правительство, судя по всему, тоже вскоре будет готово пойти на радикальные меры. В конце прошлой недели премьер Михаил Фрадков в очередной раз поручил найти виновных в возникновении алкогольного кризиса. Все сроки подобных поручений, правда, вышли давно: разобраться с причинами кризиса и урегулировать ситуацию обещали до 1 августа, до 1 сентября, до 15 сентября… Паники добавили налоговики, заявив, что система ЕГАИС не выдержит новогоднего аврала, и призвали операторов рынка не откладывать сделки на последние предновогодние дни, чтобы не перегружать систему.

В минувшую пятницу Михаил Фрадков дал три дня на то, чтобы вице-премьер Александр Жуков подготовил отчет о мерах по исправлению сложившейся ситуации с указанием причин неисполнения поручений и тех мер, которые были приняты в отношении конкретных должностных лиц.

Как стало известно по итогам понедельничного совещания у г-на Жукова, речь теперь, скорее всего, пойдет не только о корректировке системы учета алкоголя, которую решено не перегружать непищевой спиртсодержащей продукцией типа парфюмерии. Алкоголь, используемый в кондитерской и табачной промышленности, также может быть выведен из-под действия ЕГАИС.

Более того, по некоторым сведениям, в правительстве циркулирует идея изменить систему учета алкогольной продукции, дополнив ее более жесткими мерами контроля на этапе реализации в рознице. По словам вице-спикера Госдумы Владимира Пехтина, на первом этапе это может быть наделение региональных властей полномочиями по аккредитации продавцов алкоголя. Как заявил г-н Пехтин журналистам, данная мера позволит исключить вероятность поставок в торговую сеть нелегальной, а также фальсифицированной спиртсодержащей продукции.

Об обсуждении на правительственном уровне значительно более радикальных мер контроля за алкогольным рынком отчасти свидетельствует и вчерашнее выступление одного из «ретрансляторов» спиртово-винной политики государства, главы «Роспотребнадзора» Геннадия Онищенко. «Не надо объявлять никаких чрезвычайных ситуаций, нужно просто жестко, милицейскими мерами покончить со всей этой проблемой»,— заявил он. Г-н Онищенко называет прокатившуюся по регионам России волну отравлений суррогатным спиртом «спланированной акцией» против предпринятых ранее усилий государства вытеснить с рынка производителей некачественного алкоголя.

Кроме милицейских мер главный санитарный врач России предложил ввести акцизы на все виды спирта, в том числе и медицинский.

Заговором считает волну массовых отравлений и непосредственный начальник г-на Онищенко — министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Он заявил вчера, что знает пять предприятий, производящих некачественный алкоголь. Называть эти предприятия министр отказался, однако сказал, что часть суррогата поставляется из Северной Осетии, а смысл заговора— убедить население в неспособности правительства навести порядок на рынке с помощью ЕГАИС.

Свои пути решения проблемы предлагает и Министерство финансов, считая разумным ввести так называемую минимальную розничную цену на водку, чтобы автоматически отсечь всех нелегалов. В свою очередь, аудиторы Счетной палаты подсчитали величину потерь, понесенных бюджетом от несогласованных действий властей при введении ЕГАИС. Это почти 15 млрд руб. При этом производство некачественного алкоголя, из-за которого и затевалось создание ЕГАИС, с момента ее введения, по некоторым оценкам, выросло на 10 млрд руб., а случаи отравления суррогатами этой осенью заметно участились.

Ирина СКЛЯРОВА

N°201

01 ноября 2006

Время новостей

***