В обзоре российских газет:

* Власти Москвы запретили митинг националистов

* Милиционеров, избивших ребенка, осудили на 3 года

* Опера «Боярыня Морозова» потрясла столицу

К празднику готовятся все

4 ноября Россия второй раз отметит День народного единства. За несколько дней до праздника мэр Москвы Юрий Лужков запретил проведение в этот день в столице националистического «Русского марша».

«Предвидя такой поворот событий, организаторы марша разместили в интернете и разослали электронной почтой призывы собраться 4 ноября на станции метро «Комсомольская-кольцевая» и провести националистическое шествие в подземке», — предупреждает «Коммерсант».

Милиция в ответ собирается противодействовать националистам «самым жестким и суровым образом». «Коммерсант» напоминает о том, как прошел «Русский марш» в прошлом году. Его участники шли по Москве с шовинистическими выкриками и лозунгами.

Оргкомитет мероприятия включает в себя нескольких депутатов Госдумы, также Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), партию «Народная воля». Свое решение провести акцию в метро организаторы прокомментировали для газеты «Коммерсант»: «Если на улице нас могут заблокировать, то перекрыть Кольцевую линию метро нельзя, власти на это не решатся».

Фракция ЛДПР в Государственной думе поддержала столичные власти. В другой статье «Коммерсант» сообщает, что депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович был исключен из фракции и партии за активное участие в организации «Русского марша».

Руководители фракции считают, что Курьянович использовал популярность ЛДПР, и начал выступать на своих шествиях знаменами партии.

Сам Николай Курьянович считает, что причиной исключения из партии стали личные амбиции Владимира Жириновского: «Проведение столь масштабного мероприятия получит большой резонанс. При этом сам Жириновский участия в нем не примет — ему не дадут на это добро. И избиратели, видя это, отвернутся от ЛДПР. Потому что все эти предвыборные лозунги «Мы за русских, мы за бедных» — это дымовая завеса, за которой скрываются политиканство и беспринципность».

«Аргументы и факты» комментируют сам «Русский марш» и приготовления к нему: «Все мероприятия пройдут по плану. Региональные власти не могут их запретить или разрешить, потому что заявка на проведение митингов и шествий имеет уведомительный характер». Уже готовы лозунги «Русский — ты прав!», «Кондопога — город-герой», — рассказали организаторы изданию.

Кроме Москвы, марш собираются провести в Санкт-Петербурге, но там власти тоже обещали не допустить шествия националистов. «Учитывая решимость ДПНИ и их соратников, — пишет газета, — стражи порядка обеих столиц готовятся «во всеоружии» встретить День народного единства. Готовятся и антифашисты. Без провокаций, считают аналитики, и на этот раз не обойдётся».

Генеральный директор ВЦИОМа В. Фёдоров, со страниц издания утверждает, что «опасность того, что День 4 ноября расколет общество, преувеличена». Люди еще не привыкли к празднику, кроме того, население не слишком активно — оно практически ничего не знает о «Русском марше».

«Пристрелить надо было мальчишку»

«Три безусловных года», — под таким заголовком «Новые Известия» публикуют материал о наказании московских милиционеров за избиение 12-летнего мальчика. К трем годам лишения свободы приговорили троих милиционеров — сержантов Сергея Рябова, Рашида Старкова и рядового Дмитрия Первушина.

В апреле этого года они избили 12-летнего подростка Никиту Гладышева. Сработала сигнализация, милиционеры приехали в квартиру, и не найдя преступников, схватили ребенка. Мальчик принял милиционеров за бандитов, и попытался сбежать.

Патрульные рассвирепели — они избили подростка, надели на него наручники и доставили в отделение. «После случайной встречи с мужчинами в погонах у Никиты была зафиксирована травма гортани, множественные ушибы головы и туловища», — пишут «Новые Известия».

Вердикт стал неожиданностью, как для осужденных, так и для обвинителя, который накануне просил всего лишь об условном наказании. Кроме того, стражам правопорядка придется выплатить семье пострадавшего 100 тыс. рублей за нанесенный моральный вред и 5 тыс. рублей — за материальный.

«Приговор, — пишет «Коммерсант», — поверг подсудимых Старкова, Рябова и Первушина и их родных, присутствовавших на заседании, в шок. Милиционеры во время следствия и суда находились под подпиской о невыезде и рассчитывали на условные сроки. Когда конвоиры надевали на осужденных наручники, бывшие сотрудники ОВД «Басманное» не проронили ни слова, заключает издание.

«Газета» пишет, что милиционеры своей вины не признали. Они остались недовольны приговором, и намерены его обжаловать. Более того, они заявляли, что 12-летний мальчик оказал сопротивление, которое угрожало жизни троих милиционеров 32-х, 40-ка и 22-х лет.

«В свою очередь, мать Никиты (сам он не приехал на приговор. — «Газета») была удовлетворена исходом дела. «Я не считаю приговор жестким, — сказала Кира Гладышева. — Ведь противозаконные действия совершили сотрудники правоохранительных органов, основной задачей которых является охрана прав и интересов граждан, и особенно детей».

При этом мать мальчика отметила, что не будь она юристом и не знай законов, дело «скорее всего бы замяли, как это делается во многих других случаях». По словам Гладышевой, она довольно долго надеялась, что милиционеры принесут свои извинения. «Будь это так, для них все могло бы завершиться совсем по-другому», — призналась женщина.

«Известия» пишут, что в зале суда мать одного из осужденных потеряла сознание. А после оглашения приговора, один из «коллег осужденных» сказал: «Пристрелить надо было мальчишку. Что так, что эдак три года дали бы, зато не так обидно было бы», — цитирует газета милиционера.

«Омузыкаленная» трагедия

Большое событие в культурной жизни страны обсуждает пресса. «Боярыня Морозова», мировая премьера. «Новые Известия» в опере Родиона Щедрина поразило в первую очередь «отсутствие музыки»: «Обратившись к событиям 300-летней давности, композитор Родион Щедрин создал новый жанр оперы, в которой хор заменил оркестр».

Действие происходит во время церковного раскола, когда ради своей веры самая богатая женщина России претерпела муки. За несогласие принять реформы по приказу царя убили маленького сына Морозовой, ее истязали и пытали, и уморили голодом в земляной тюрьме.

«Щедрин не стал загромождать оперу жестокими, натуралистическими подробностями. У него получилась скорее притча о вере, напоминающая современный вариант «Страстей» Баха», — считают «Новые Известия» и особо отмечают исполнительницу главной роли Ларису Костюк.

Автор «Ведомостей» Петр Поспелов нашел поводы для критики: «Искренне увлечься этой музыкой можно, лишь несколько себя уговорив. Непосредственный эмоциональный отклик рождается только в редкие моменты, когда героиня позволяет себе человеческую слабость — например, прося у стражи «сухариков».

Сергей Ходнев из «Коммерсанта» тоже находит недостатки: «Признавая «Боярыню Морозову» композиторской удачей в музыкальном смысле, приходится признать, что заявленная цель «омузыкалить трагическую страницу истории» (по словам самого композитора) удалась лишь отчасти. «Омузыкаленным» оказался обобщенный сюжет о жертвенности, жестокости, фанатизме и бессмысленной мученической смерти. Для XVII века такой уровень проникновения в суть событий вполне сгодился бы; в XXI же веке в нем все-таки ощущается поверхностность», — пишет «Коммерсант».

«Время новостей» пишет о слишком явном просветительском эффекте, «Московский комсомолец» простодушно заявляет, что Москву потрясла «Боярыня Морозова».

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си

среда, 01 ноября 2006 г., 03:12 GMT 06:12 MCK

Би-би-си

*