“Сок” уводят в ипотеку. Russia Partners Management намерена заработать на страховой компании до $170 млн
Самарскую страховую компанию (СК) “Сок” после смены собственника ждут большие перемены. Новый владелец, фонд Russia Partners II, собирается вложить до $30 млн в ребрендинг, расширение филиальной сети и смену специализации СК — освоение рынка ипотечного страхования. Инвестор рассчитывает к 2011 г. довести стоимость СК до $200 млн и не исключает ее дальнейшей продажи.
Фонд Russia Partners II занимается инвестициями в России и странах бывшего Советского Союза с 1994 г. Он входит в ведущую управляющую компанию Siguler Guff & Company, в управлении которой находится $3 млрд. Капитал Russia Partners II, предназначенный для потенциальных инвестиций, составляет $350 млн. По собственным данным, СК “Сок” образована в августе 2004 г. Имеет 22 филиала в России. По данным Росстрахнадзора, за первое полугодие 2006 г. сборы СК “Сок” составили 514,8 млн руб. По итогам 2005 г. “Сок” занял 63- е место в рэнкинге “Интерфакс-100” по величине активов. Председатель совета директоров СК “Сок” — Александр Соловьев. Основные страховые компании в Самарской области — “Ингосстрах”, “Росно”, “Росгосстрах”. |
Группа “Сок” искала покупателя для страховой компании около года. 19 октября 2006 г. СК “Сок” объявила о своем новом владельце — Russia Partners Management (RPM, управляющая компания фонда Russia Partners II). По словам директора RPM Андрея Тихомирова, транзакция по продаже завершится до конца года. Тихомиров сообщил “Ведомостям”, что до конца 2006 г. СК “Сок” будет переименована и в течение ближайшего месяца будет принято решение о новом названии. Компания, которая будет проводить ребрендинг, будет выбрана уже в ноябре.
По словам Тихомирова, покупка СК и развитие ее филиальной сети обойдется компании в сумму до $30 млн. Новая страховая компания будет иметь федеральную структуру, работая как в Москве, так и в регионах. Каждый год будет открываться по 5-6 филиалов СК, рассказал Тихомиров. При этом новая СК постепенно будет сокращать пакет услуг по автострахованию, переориентируясь на страхование имущества физических лиц, грузоперевозок и ипотечных кредитов. Тихомиров сообщил, что уже ведутся переговоры с Альфа-банком и Агентством ипотечного страхования о партнерстве. А гендиректор СК “Сок” Григорий Воронин рассказал, что сейчас автострахование составляет 90% размера премий компании, а к 2009 г. планируется сократить его до 70%, но уже к концу 2007 г. автострахование планируется сократить на 10%.
По словам Воронина, до 2010 г. планируется открыть 40 филиалов в европейской части России, на Урале, а также в Сибири. Упор будет делаться на города с населением более 1 млн жителей, рассказал Воронин. Центральный офис при этом останется в Самаре.
Через пять лет, к концу 2011 г., СК будет стоить $200 млн, говорит Тихомиров. RPM как инвестор заинтересован в будущей продаже СК, сказал он, не уточнив ее возможные сроки.
Главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова планы RPM считает реалистичными. По ОСАГО “Сок” входит в 50 крупнейших российских компаний и в двадцатку крупнейших региональных, а в своем регионе является лидером, заметила Долгополова. Ипотека в ПФО развивается очень высокими темпами, поэтому акцент на страхование ипотечных кредитов — правильный шаг, считает Долгополова. Она отметила, что RPM скорее всего продаст страховую компанию не раньше чем через пять лет. Выгодность будущей сделки будет зависеть от позиции, которую займет новая СК на рынке страхования ипотеки и другого имущества, сказала Долгополова.
По словам Воронина, автострахование считается наиболее высокоубыточным видом страховых услуг, а страхование имущества и грузов более прибыльно — размер выплат здесь ниже.
Ведущий эксперт отдела рейтингов страховых компаний агентства “Эксперт РА” Алексей Янин считает, что рынок страхования ипотечных кредитов в ближайшие несколько лет вырастет в разы, а рынок ипотеки в регионах сейчас в среднем более прибыльный, чем другие, сказал Янин. Конкуренция на рынке страхования ипотеки только формируется, поэтому “Сок” ее пока не ощутит, заключил эксперт.
Но конкуренты СК “Сок” в Самаре считают иначе. Директор средневолжской дирекции компании “Росно” Александр Мамонов сомневается, что “Соку” удастся реализовать все свои планы по ипотеке. “Для того чтобы начать ипотечный бизнес, нужно наладить контакты с федеральными банками, а это не так просто”, — говорит Мамонов. Рынок страхования ипотеки он оценил как низкоубыточный и стабильный. Главная проблема, которая сейчас встанет перед новой СК, — это поиск клиентов, отмечает Мамонов.
Максим Россошанский
Глеб Столяров
Ведомости – Самара
01.11.2006, №206 (1733)
*