В субботу заложен первый камень завода Volkswagen в Калуге – крупнейшего иностранного проекта в российском автопроме. Вокруг завода создадут два технопарка и изменят инвестиционное законодательство области для привлечения производителей автокомпонентов. Общий объем начатых проектов составляет около $600 млн. Калуга, заявившая о себе в автопроме всего полгода назад, по темпам роста инвестиций в этой отрасли уже опережает «русский Детройт» Петербурга.

Председатель совета директоров Volkswagen AG Берн Пишетсридер, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и глава Минэкономразвития Герман Греф заложили первый камень российского Детройта в поселке Грабцево Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Первый камень в фундамент завода Volkswagen в Калуге в субботу заложили председатель совета директоров концерна Бернд Пишетсридер и глава Минэкономразвития Герман Греф. Министр экономического развития Калужской области Николай Любимов признался журналистам, что первый «предметный разговор» региональных чиновников с VW состоялся в начале апреля. А уже в конце мая VW подписал с российскими властями инвестсоглашение. VW зарезервировал под Калугой 800 га земли: 400 га – под собственный завод, инвестиции в который составляют ?400 млн, еще 400 га – для своих партнеров, производителей автокомпонентов. Калужский технопарк стал самым крупным проектом в постсоветском автопроме.

Кроме того, как сообщил господин Любимов, сейчас под Калугой создается еще один технопарк – «Калуга-юг» площадью 130 га. «Технопарк «Грабцево» создан для поставщиков, которых приведет сюда сам VW, мы же параллельно привлекаем в наш регион и других производителей компонентов, а также другие автосборочные производства»,– объяснил Николай Любимов. По его прогнозу, в технопарке разместится не менее десяти предприятий по выпуску автокомпонентов с общим объемом вложений до ?300 млн.

Мощность завода VW составит 115 тыс. автомобилей в год. Начало производства запланировано на осень 2007 года, выход на полную мощность – в 2009 году. Предусмотрено создание производства полного цикла: сварка, окраска, сборка, а также строительство штампового цеха, самого дорогостоящего в производственной цепочке.

В России уже действуют сборочные заводы Ford (Ленинградская обл.) и Renault (Москва) с объемом выпуска 72 тыс. и 60 тыс. автомобилей в год, в Петербурге строятся заводы Toyota, Nissan и General Motors. «Список общих поставщиков для международных автомобильных компаний достаточно широк – Johnson Controls, Bosch, Siemens и другие,– пояснил Ъ Детлеф Виттиг, председатель совета директоров Skoda Auto и член совета директоров марки Volkswagen.– Все они ждут массового производства автомобилей в России по методу мелкоузловой сборки, чтобы начать собственное производство здесь. VW сможет обеспечить им достаточный объем сбыта в России».

Чтобы привлечь новых инвесторов, калужские власти собираются принять еще более либеральное инвестиционное законодательство. Помимо уже существующих областных субвенций по налогу на прибыль и «городских» льгот по транспортному налогу областные власти намерены ввести новые льготы по налогу на имущество. «Сейчас максимальный срок действия льготы – четыре года, аналогичные условия предлагают инвесторам и другие регионы,– пояснил господин Любимов.– Мы планируем ввести льготный период 12 лет с прогрессивной шкалой в зависимости от объема инвестиций».

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что уже достигнуты договоренности о размещении производства в Калуге с тремя производителями автокомпонентов, выпускающими выхлопные системы, коробки передач, рулевой механизм. Кроме того, завтра состоится презентация производственного проекта Siemens с объемом инвестиций около ?30 млн. Благодаря сделке Калужская область получит крупнейшее в стране предприятие по выпуску автомобильной электроники, поскольку потребителями продукции Siemens VDO Automotive AG является большинство иностранных автопроизводителей, в том числе Volkswagen, Ford и Renault.

Других инвесторов в Калуге пока не называют, однако, по данным Ъ, речь идет о строительстве в технопарке «Калуга-юг» сборочного производства грузовиков в объеме 1 тыс. штук в год (инвестора неизвестен), а также предприятия бельгийской группы Bosel, специализирующей на выпуске выхлопных систем. Объемом инвестиций в этом случает также составит ?30 млн. Сейчас эта компания не поставляет выхлопные системы немецким заводам VW (их поставляет Tenneco), однако с приходом в Россию рассчитывает получить местные сборочные заводы в качестве клиентов, в том числе VW.

Таким образом, по объему вложений в автомобильные производства Калужская область обгоняет Петербург, чьи власти считают регион настоящим «русским Детройтом». Но они пока сумели привлечь проекты только примерно на $500 млн. Между тем в Калуге уже декларированы вложения на $600 млн, даже без учета ?300 в технопарке «Калуга-юг».

ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 203/П (№ 3534) от 30.10.2006, ПН

КОММЕРСАНТЪ

***