В одну и ту же воду нельзя войти дважды. Нельзя, если вы не кинозвезда калибра Сильвестра Сталлоне. Он, фигурально выражаясь, входил в одну и ту же воду пять раз и вошел в нее шестой. Я, конечно, имею в виду появление Сталлоне в шестой раз в качестве боксера Рокки Бальбоа на ринге… простите, на экране.

Да, после того, как практически никому неизвестный актер Сильвестр Сталлоне написал сценарий и сыграл заглавную роль в фильме «Рокки», удостоенном «Оскара» как лучший фильм 1976 года, он появился еще в четырех сиквелах «Рокки». Эти картины мало что роднило с оригиналом, кроме, конечно, тогда еще молодых мышц актера. Поэтому так легко их было наименовывать по номерам, как безликие нью-йоркские улицы, – «Рокки-2» (1979), «Рокки-3»(1982), «Рокки-4» (1985), «Рокки-5» (1990)…

Но шестой и, хочется надеяться, финальный фильм серии называется «Рокки Бальбоа» (Rocky Balboa), что филологически отсылает нас к серьезному оригиналу, а не эксплуатационным нумерованным сиквелам.

Сразу предупреждаю, что через тридцать лет после оригинала «Рокки Бальбоа» поставил не Джон Авилдсен, получивший «Оскара» за «Рокки», а сам Сильвестр Сталлоне, которого вряд ли можно причислить к мастерам режиссуры.

Сценарий, который он написал сам, тоже не назовешь оригинальным, хотя он вполне выполняет все служебные функции, предусмотренные автором для оправдания появления на ринге 60-летнего мужчины, каковым является теперь Рокки-Сталлоне.

С первых кадров фильма возникает ощущение какой-то неловкости при виде Сталлоне. Если в оригинале 1976 года он покорил Академию киноискусства своей свежестью и искренностью настолько, что был номинирован на «Оскар» не только как сценарист, но и как актер, то в «Рокки Бальбоа» образца 2006 года Сталлоне выглядит порой несколько растерянным. Он никогда после «Рокки» не демонстрировал сколько-нибудь серьезного актерского диапазона, а здесь, в «Рокки Бальбоа», вся его игра идет вообще как бы на одной ноте.

Могут возразить, что этого требует сюжет, поскольку мы встречаем Рокки именно через тридцать лет, опуская нумерованные сиквелы. Сталлоне с первых кадров как бы говорит нам: «Вот он я, Рокки, тридцать лет спустя. Моя жена умерла, у меня почти нет контакта с сыном, мой удел – рассказывать истории из своего чемпионского прошлого посетителям моего скромного итальянского ресторанчика, единственного места, где я могу уйти от своего одиночества. Меня преследуют все приличествующие возрасту болезни – артрит, отложения солей и прочая неспортивная напасть». Такого монолога в фильме, конечно, нет, но все это заявляется в экспозиции, которая, как часто бывает в американском кино, крайне затянута.

Мы видим сегодняшнюю Филадельфию как бы глазами постаревшего Рокки. Оператор Джей Кларк Матис снимает среду обитания героя почти в документальной манере, при слабом освещении. Поскольку в душе Рокки ночь, то камера исполняет как бы визуальный ноктюрн, приберегая величественную лестницу Музея искусств Филадельфии, на которую молодой Рокки взбегал в оригинале, ближе к финалу. Город, в котором живет герой, также, как и он, постарел, облупился.

Жизнь Рокки не имеет особого смысла, пока он не встречает молодую женщину, Мари (Джералдин Хьюз), которую в свое время, много лет назад, наставил на путь истинный. Мари – тоже потерянная душа, но если она ничего не может сделать для себя, то она странным образом вдохновляет Рокки на то, чтобы он встряхнулся душой и телом. Фильм представляет отношения этих персонажей без сексуальной окраски, хотя взаимное влечение, несмотря на большую разницу в возрасте, прочитывается. И все же здесь больше отцовско-дочернего мотива, чем чего-либо другого.

Естественно, когда смотришь фильм, в названии которого есть имя «Рокки», то понимаешь, что без бокса не обойдется. И, как и в пяти предыдущих картинах с нашим героем, кульминацией фильма, а теперь и жизни героя, становится боксерский поединок Рокки с молодым чемпионом Мэйсоном Диксоном (реальный чемпион мира по боксу Антонио Тарвер). Сталлоне придумал достаточно правдоподобное сценарное объяснение того, как мог случиться матч между 30-летним чемпионом и отставным 60-летним боксером. Но мы на все это обращаем мало внимания, поскольку, коль скоро стал возможен сам фильм, то и выход на ринг Рокки Бальбоа состоится.

Должен сказать, что с началом поединка в Лас-Вегасе фильм начал «дышать». Сталлоне и его оператор очень умно решили не слишком хореографировать борьбу на ринге, чем грешат многочисленные боксерские фильмы, а показать бокс во всей его потной неприглядности и жестокости. Очень хорош и к месту прием, при котором периодически лица боксеров показаны в черно-белой гамме, и лишь кровь на лице красная. Этот цветовой (он же смысловой) акцент хорошо сочетается с энергичным монтажом, который придает картине нужный ритм.

Надо отдать должное Сильвестру Сталлоне, который не боится крупным планом показать, что его собственное тело уже не молодо и динамично. Мы видим болезненно набухшие вены на мышцах, мы видим жирок там и сям. То есть нарциссизм, которым явно страдал в «Терминаторе-3» тоже изрядно постаревший, но почти идеально физически поданный Арнольд Шварценеггер, Сильвестру Сталлоне в «Рокки Бальбоа» совсем не присущ.

Вообще-то философия картины Сталлоне проста, но благородна: для свершений, для проверки себя всегда есть время. Возраст не помеха, и все еще можно взбежать по лестнице, ведущей наверх.

Но Рокки в фильме проводит немало времени и на кладбище, у могилы жены – словно размышляя вместе с нами о том, что все преходяще. Хотя, судя по тому, что «Рокки Бальбоа» состоялся тридцать лет спустя, кое-что можно и вернуть.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

27.10.2006

www.voanews.com

***