На киностудии «Мосфильм» состоялась пресс-конференция, на которой гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст рассказал о предстоящей большой телепремьере. 7 ноября на «Первом» начнется показ телесериала «Тихий Дон», снятого еще в 1991 году Сергеем Бондарчуком. История съемок романа-эпопеи могла бы стать сама по себе основой для другой эпопеи, причем с детективным уклоном.

Никита Михалков отдал свой голос за «Тихий дон», начатый Сергеем Бондарчуком, а законченный его сыном Федором

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Рассказывает МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ.

Проект экранизации «Тихого Дона» возник в тяжелые для знаменитого советского режиссера времена – после V Съезда кинематографистов, на котором старое руководство союза (в которое входил Сергей Бондарчук) было сметено волной «бунта» в Кремлевском дворце и заменено вновь избранным новым – во главе с Элемом Климовым. Бондарчук, а также члены его семейного клана были подвергнуты критике как с художественных позиций, так и по категории «семейственности». Критиковали и «Красные колокола» Бондарчука, и его «Бориса Годунова».

Конечно, психологически ему было трудно, однако о запрете на профессию говорить не приходится – как и в случае других бывших «неприкасаемых». Станислав Ростоцкий, Евгений Матвеев, Игорь Таланкин сняли уже после «революции» несколько фильмов. Бондарчук, однако, имел возможность воспользоваться своей международной известностью и связями. Итальянский продюсер Энцо Рисполи предложил Бондарчуку экранизировать «Тихий Дон» в формате сериала, а потом сделать из него фильм.

Впрочем, о том, что делал Бондарчук с «Тихим Доном», было довольно мало известно. Работа над сериалом, длившаяся два года, была прервана случившейся в России сменой власти и банкротством итальянского продюсера. Энцо Рисполи, получивший большой банковский кредит, оказался в сложном финансовом положении после того, как параллельно затеял другой мегапроект – «Чингисхан». После банкротства на все имущество продюсерского центра был наложен арест, в том числе и на 160 тыс. метров отснятой пленки. Больше 13 лет все эти метры не могли отыскать. Несколько лет назад рабочие материалы фильма обнаружились в итальянском банке. При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии «Первый канал» выкупил отснятый сериал. Константин Эрнст особо отметил, что речь о возвращении фильма пришлось вести на высшем государственном уровне: «О том, что в итальянском банке находится почти отснятая картина Сергея Бондарчука «Тихий Дон», я узнал от Владимира Познера. С ним дружны Валерий и Ирма Бруни, которые и занимались возвращением «Тихого Дона». Мы постарались сделать все, чтобы вернуть картину в Россию». Завершить дело Сергея Бондарчука взялся его сын Федор Бондарчук и смонтировал картину по заметкам отца и дневниковым записям. В этом проекте он выступает в качестве режиссера телеверсии.

Запуску телесериала предшествовала кампания по «реабилитации» Бондарчука-старшего. В качестве примера можно сослаться на событие последних дней: на кинофестивале «Молодость» в Киеве (см. материал на стр. 9) президент Украины Виктор Ющенко вручил Федору и Ирине Скобцевой почетную награду Сергею Бондарчуку, а его именем назвали площадь в Киеве.

Журналистам продемонстрировали документальный фильм, посвященный съемкам «Тихого Дона», который был сделан одним из членов итальянской съемочной группы. Архивные кадры вернули присутствовавших на «Мосфильм» конца 80-х. Энцо Рисполи в кадре признается, что когда приехал в Россию в 90-м году, он ужаснулся: положение дел на киностудии ставило под вопрос саму возможность съемок. Но итальянец решил рискнуть. В отрывках картины, которые продемонстрировали на презентации, молодой и еще не ставший гей-иконой Руперт Эверетт, исполнитель роли Григория, ходит в косоворотке и сидит прямо посреди подмосковного «чернозема».

Роль Аксиньи Сергей Бондарчук доверил темноглазой француженке Дельфин Форест. Жена режиссера Ирина Скобцева на английском играет простую казачку Василису Ильиничну. Алена Бондарчук, дочь режиссера, сыграла Наталью. Роль деда Пантелея играет Мюррей Ф. Абрахам (в его фильмографии – роль Сальери у Милоша Формана в «Амадее»), Дельфин Форест когда-то снималась у Анджея Жулавского в фильме-опере «Борис Годунов» в роли Марины Мнишек – тогда ее озвучивала Галина Вишневская. Теперь уже в роли Аксиньи ее озвучивает актриса Марина Зудина: так как фильм был снят на английском языке, его пришлось переозвучивать российским актерам – за Руперта Эверетта говорит Максим Суханов, за Мюррей Ф. Абрахама – Сергей Гармаш. Текст от автора читает Никита Михалков.

Как отметила вдова режиссера Ирина Скобцева, то, что при жизни Сергея Бондарчука фильм так и не увидели зрители, серьезно осложнило его здоровье. Директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров продолжил эту мысль, заметив: «Этот фильм своего рода эпитафия в память Сергея Бондарчука». Это один из последних больших проектов, где нет компьютерных спецэффектов и все, включая скачки и бои, снято вживую.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 203 (№ 3534) от 28.10.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ

***