Самолет-мечта оказался тяжелее и дороже. Проект создания Boeing-787 столкнулся с трудностями
Процесс проектирования перспективного 300-местного лайнера Boeing-787 Dreamliner, который, как надеются в компании Boeing, обеспечит ее господство на рынке дальних пассажирских авиаперевозок в первой трети XXI века, столкнулся с трудностями.
Как пишет Financial Times, у компании возникли проблемы с поставками комплектующих материалов и соблюдением заявленных параметров веса. Все это потребовало новых затрат на производство.
Пока Boeing собирается вложить в новый самолет дополнительно полмиллиарда долларов. Но не исключено, что потребуется еще больше. Компания уже заявила о планах увеличить расходы на исследование. В этом году Boeing собиралась потратить на эти цели 3 млрд долл. В итоге сумма выросла до 3,2 млрд долл. На следующий год в бюджете пока заложено 3,4 млрд долларов.
Руководство компании пообещало, что возникшие трудности не приведут к задержке уже согласованных поставок 787-й модели, отмечает Los Angeles Times. Первые самолеты должна получить в середине 2008 года японская компания All Nippon Airlines. Общий портфель заказов на Dreamliner насчитывает 455 самолета. Последние пять лайнеров из этого числа заказала вчера лизинговая компания CIT Aerospace, не сказав, для кого делается эта покупка. Список других авиакомпаний из разных стран мира, не скрывающих факт размещения заказов на Boeing-787, уже насчитывает около четырех десятков названий. Правда, все предыдущие заказы были сделаны до того, как Boeing впервые признал, что процесс проектирования самолета отклоняется от намеченного курса.
Коммерческий запуск программы Dreamliner состоялся в прошлом году. Это самый перспективный проект Boeing. Конструкторы обещают, что новый лайнер будет оснащен достаточно экономной системой расхода топлива, позволяющей бороться с основным конкурентом — европейской EADS. Ее дочерняя компания Аirbus разрабатывает сейчас альтернативный лайнер А350.
С проектированием этого самолета тоже есть проблемы, причем, пожалуй, более масштабные, чем у Boeing-787. В мае этого года сначала на экспертном уровне, а потом и на официальном появились сообщения, что разработка А350 шла неверно и ее надо начинать заново. Признав этот факт, акционеры Airbus отправили в отставку президента концерна Густава Хумберта. Одновременно потерял работу Ноэль Форжар — один из двух сопредседателей (т.е. высших должностных лиц) контролирующего акционера Airbus — компании EADS.
В этом месяце руководство Airbus сменилось второй раз за год. Кристиан Штрайфф, занявший летом место г-на Хумберта, тоже отправлен в отставку. А350 не единственная причина кадровой чехарды в европейском концерне. Имеются также большие проблемы с проектированием лайнера повышенной вместимости А380.
Так что Boeing на фоне происходящего в Airbus может считать, что ему Dreamliner доставляет не столь много беспокойства.
Денис УВАРОВ
N°198
27 октября 2006
***