Российская пресса: Живые и мертвые партии в российской политике
В обзоре российских газет 27 октября 2006:
* Росрегистрация подвела итоги проверки политических партий
* Телевизионный рейтинг «прямых линий» Владимира Путина снижается
* Алкогольный кризис в России еще впереди?
Владимир Рыжков уверен, что идет зачистка политического поля |
В выборах 2007 года примут участие 19 партий
«Независимая газета», как и многие другие российские издания, в пятницу рассказывает об окончании проверки Федеральной регистрационной службой министерства юстиции РФ политических партий. Итог проверки таков: за год через решето Росрегистрации прошли 35 партий. 19 из них получили билет на участие в парламентской кампании 2007 года, а 16 партструктур должны покинуть политическое поле.
«Белый» список ФРС выглядит следующим образом: Народная партия, Демпартия России, «Единая Россия», Партия мира и единства, КПРФ, СПС, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», «Родина», Партия возрождения России, РПП, Экологическая партия «Зеленые», а также Аграрная партия России, «Народная воля», Социалистическая единая партия России, РПЖ, «Свободная Россия» и Партия соцсправедливости.
«Среди мертвых организаций оказался ряд самых что ни на есть живых партструктур, в то время как партии, смерть которых была констатирована самим политическим процессом, неожиданно были реанимированы ФРС», — обращает внимание «Независимая». К первым газета причисляет РКРП Виктора Тюлькина, НДС Михаила Касьянова и «тех же «лимоновцев». «Очевидно, что никакой Партии мира и единства, «Зеленых» и Социальной справедливости в регионах обнаружить невозможно», — пишет газета о вторых.
«То, что двойной стандарт здесь присутствует, не вызывает никаких сомнений», — считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Смысл существования среди живых ДПР и «Свободной России» …очевиден, — пишет «НГ», — сам факт наличия этих партий лишает правые партии шансов на попадание в любой парламент. Остальные же, существующие на бумаге, оставлены на тот случай, если вдруг изменится конъюнктура или возникнут новые идеи, чтобы можно было оперативно ранее существующую партию переименовать».
«Коммерсант» приводит мнение сопредседателя Республиканской партии жизни России, депутата Владимира Рыжкова, который считает, что нерегистрация его организации стала апофеозом «системного преследования оппозиции»: «Мифические партии без труда прошли проверку ФРС, а реальные — нет, — цитирует «Коммерсант» депутата.- Это говорит о том, что по-настоящему оппозиционные партии не могут быть зарегистрированы авторитарным режимом». Газета пишет об уверенности Рыжкова в том, что команда президента проводит зачистку политического поля перед думскими и президентскими выборами.
В то же время замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что 19 партий — «это даже многовато», поскольку необходимые 50 тыс. членов, по его оценке, есть лишь у 10-12-ти.
А в отношении остальных ФРС «сделала вид, будто верит, что у них действительно 50 тыс.», — пишет «Коммерсант». При этом эксперт считает «искусственным» сам процесс уменьшения числа партий за счет повышения планки минимальной численности. Реальной же партией он считает такую, которая способна привлечь «хотя бы 5% избирателей».
Все хуже и хуже
«Коммерсант» пишет о телевизионном рейтинге прошедшей в минувшую среду «прямой линии» президента России Владимира Путина с гражданами страны.
«За пять лет, в течение которых госканалы показывают прямую линию общения президента со страной, показатели трансляции год от года становятся все хуже», заключает издание.
Согласно данным TNS Gallup Media, 25 октября «прямую линию» с президентом Путиным в Москве на Первом канале смотрело около 29% телевизионной аудитории старше 18 лет при рейтинге 5% (величина, характеризующая число телезрителей от общего количества населения). На канале «Россия», чьи показатели прямой линии в течение пяти лет, что существует этот телевизионный формат, заметно уступали Первому, и на этот раз были ниже: доля 20,6% при рейтинге 3,6%.
Газета подводит итог, согласно которому в 2001 году первую прямую линию на Первом канале смотрело 52% московской телеаудитории при рейтинге около 8%, а к 2006 году эти цифры уменьшились почти вдвое, а рейтинг за это время снизился почти на 3%.
«Коммерсант» добавляет, что, начиная с 2001 года на канале помимо прямой трансляции в дневном эфире вечером в рамках программы «Вести» показывают еще и дайджест выступления президента. «В день прямой линии президента доля спецвыпуска составила всего 13,5% при рейтинге 5,1%.
Особенно примечательно, что программа «Спокойной ночи, малыши!», которая вышла сразу после повтора «прямой линии», обошла ее по рейтингам, чего на канале «Россия» не было никогда».
Детская программа с Хрюшей и Степашей — традиционный аутсайдер прайм-тайма, на этот раз получила долю 15,4% при рейтинге 6,5%, что почти на два пункта выше, чем телеверсия выступления Владимира Путина.
Впрочем, «Коммерсант» отмечает, что в Кремле не видят проблемы в том, что рейтинг президентской «прямой линии» снижается. «Люди стали жить лучше, социальная напряженность резко снизилась, и от того, возможно, аудитория стала проявлять меньшую заинтересованность к выступлениям президента»,- цитирует газета в этой связи неназванный источник в президентской администрации.
«Политические пестициды»
Российские газеты много внимания уделили проблеме роста отравлений в стране суррогатным алкоголем. Об этом пишут «Российская газета», «Ведомости», «Коммерсант», «Газета», «Новые Известия». Издания называют это эпидемией. В частности, «Газета» в материале «Отравленная Россия» сообщает, что в Псковской области по этой причине веден режим чрезвычайной ситуации: там от алкогольных отравлений за короткий промежуток времени 16 человек умерло и еще 446 лежит в больницах с диагнозом «токсический гепатит».
«По нашим данным, все пострадавшие отравились техническим спиртом, — заявил «Газете» руководитель оперативного штаба по борьбе с эпидемией, замглавы областной администрации Юрий Демьяненко. — Хотя у нас в области нет ни одного спиртового завода. Очевидно, что отраву завезли извне».
«Употребление населением некачественного алкоголя уже превратилось в проблему национального масштаба, из-за чего каждый год Россия теряет десятки тысяч своих граждан», — пишет «Газета».
В другом материале издание предупреждает: «Алкогольный кризис еще впереди». «Непродуманная реформа контроля отрасли лишь увеличила количество некачественного спиртного», — утверждает издание.
Предполагалось, что с нелегальным оборотом алкоголя покончит Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), в которую все участники рынка — от производителей до розницы — в режиме онлайн будут заносить информацию о движении своей продукции. «При этом бесполезность введения новой системы была очевидна с самого начала, — считает издание и объясняет свою точку зрения. — Оборудовать все магазины страны компьютерами с интернетом и установить на них недешевое программное обеспечение — задача нереальная».
«Реальным результатом введения ЕГАИС стала практически полная парализация работы отрасли зимой, от которой рынок не оправился до сих пор», — констатирует «Газета» и добавляет, что контрафактная продукция приобрела невиданный ранее масштаб.
Газета пишет о росте популярности в последнее время российского вина среди населения и считает, что обязаны они этому «политическим пестицидам» в винах Молдавии и Грузии. Правда, издание оговаривает, что радоваться отечественным производителям осталось недолго, поскольку с нового года акциз на ненатуральные вина будет резко увеличен.
«А так как дешевые вина натуральными не бывают, этот сегмент в легальной торговле может просто исчезнуть, — предполагает «Газета». — По подсчетам экспертов, даже знаменитый портвейн «777» будет стоить не дешевле 50 рублей, а самое дешевое вино — 90 рублей».
«Пьяницы пить, конечно, от этого меньше не станут — они просто перейдут на низкокачественное самодельное пойло, а значит, отравлений алкоголем станет еще больше», — констатирует издание.
«Ведомости» в редакционном комментарии на эту тему, который озаглавлен «Сводки с фронта», не склонны искать причину роста алкогольных отравлений в запрете импорта грузинских и молдавских вин.
«На самом деле россияне пьют отраву не потому, что грузинское вино исчезло или водка в магазинах продается с перебоями, — считают «Ведомости». — Статистика стабильно печальна. Количество смертей от отравлений некачественным алкоголем в России — около 40 000 в год».
Спрос [на суррогатный алкоголь] между тем велик по двум простым причинам, — полагает редакция. — Алкоголь — это наркотик, а на дорогой и качественный алкоголь нет денег. Бороться со спросом трудно и дорого: нужны специальные программы по реабилитации алкоголиков. Бороться с предложением тоже трудно: благодаря высокой рентабельности бизнеса борцов с ним можно купить. Нынешние «пожарные» меры вроде проверок машин на дорогах и инспекций магазинов дадут частный и недолговременный результат», считают «Ведомости».
Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си
пятница, 27 октября 2006 г., 05:16 GMT 09:16 MCK
***