Выборы нового мэра в Самаре завершились. «Единая Россия» после некоторой интригующей паузы все-таки признала результаты, но пообещала «разобраться». Что это – обида проигравшего или за этим на самом деле просматриваются какие-либо серьезные намерения?

На вопросы обозревателя газеты «Век» отвечает» известный в Поволжье политический консультант Лев Павлючков.

Век: «Единая Россия» заявила, что собирается расследовать нарушения, допущенные кандидатом от партии Жизни во время выборов. В то же время, говорят, что сама «Единая Россия» использовала так называемые «черные политтехнологии». Собирается ли РПЖ со своей стороны, заняться расследований подобных нарушений?

ЛП: — Насколько мне известно, ни региональное руководство РПЖ, ни ее лидеры на этот счет никаких официальных заявлений не делали. Дело в том, что давно информация о большинстве таких нарушениях уже находится в прокуратуре и изб. К основным нарушениям первого и второго туров можно отнести появление в городе более двухсот неоплаченных из избирательного фонда кандидата от «Единой России» Георгия Лиманского, незарегистрированных билбородов, а также сотни перетяжек, на которых были изображены такие весьма уважаемые люди, как Грызлов, Лужков, Титов. Подпись под изображениями тоже были недвусмысленными – «Мы – за Лиманского». В значительной степени вся эта наглядная агитация была размещена на конструкциях, подконтрольных фирме господина Князева, который давно сотрудничает с Лиманским. Хотя штаб Лиманского и отказался от этих плакатов и растяжек, но в городе каждый житель знает цену подобным заявлениям. Весь это беспредел фиксировали 20-22 октября непосредственно члены комиссии из ЦИКа. Надо сказать, что работа этой комиссии внесла серьезный вклад в то, что выборы вообще состоялись, а нарушения, беспрецедентные нарушения, получили своевременную если не правовую, то смысловую оценку. Если бы не работа членов ЦИКа, то у некоторых сохранилась бы возможность потом доказывать, что черное это белое. ЦИК как всегда профессионален, приятная стабильность…

Кроме того, в поселке Береза представители прокуратуры изъяли списки избирателей, получивших деньги за голоса в пользу одного из кандидатов. Отгадайте с трех раз за какого кандидата раздают деньги в администрации? В Октябрьском районе города накануне подсчета голосов исчезла избирательная комиссия во главе с председателем. Они появляться стали только сегодня, когда «Единая Россия» признавала итоги выборов мэра. Поэтому, если «Единая Россия» все-таки займется расследованием нарушений, думаю, это будет по-европейски, цивилизованно. Если они обнародуют правдивую информацию в том числе и о собственных нарушениях и примут соответствующие решения, накажут виновных это только прибавит им популярности.

«Век»: А что сегодня происходит с этими билбордами, я имею ввиду те незаконные рекламные объекты, которые стали предметом разбирательства?

ЛП: — Их судорожно снимают. Но на центральной улице города Новосадовой Титов по- прежнему «За Лиманского!». Сегодня это выглядит комично.

«Век»: Многие наблюдатели утверждают, что это были выборы симпатий, а не реальная борьба партий.

ЛП: — Я бы сказал, что это были выборы антипатий. О каких симпатиях может идти речь, когда накануне второго тура Лиманский набрал критический антирейтинг: 58 процентов избирателей не в коем случае не видели мэром Лиманского. Единственный кандидат, который мог рассчитывать на именно симпатии избирателей, Виталий Ильин. Но политическая молодость вызывает у консервативных избирателей законное недоверие. Но молодость, это недостаток который быстро проходит… Тархов оказался как бы между Ильиным и Лиманским. Это такой Лиманский-лайт. Хотя, безусловно, Тархов очень яркая личность, сильный образ, причем зрелый образ, выдержанный как старый коньяк. Самара знает Тархова с советских времен. С его именем связано много различных громких событий. Он всегда был активен, деятелен. Коротко говоря, он человек – событие. А насчет симпатий забудьте – прошедшие накануне выборов теледебаты с участие Владимира Соловьева отбили последние симпатии и к тому и к другому кандидату. Это была самая грязная, абсолютно неэффективная с точки зрения выборов акция по массовому унижению достоинства жителей города. Если бы выборы проходили на следующий день после дебатов, явка составила бы 25%. Но за 4 дня страсти улеглись, ушло разочарование и самарцы просто уволили с работы мэра, который с этой работой не справлялся. ЕР, РПЖ, симпатии и антипатии здесь не при чем.

«Век»: Правильно ли, на ваш взгляд, утверждение некоторых политологов о том, что Кремлю удалось сделать в Самаре главное – разбудить почившую на лаврах «Единую Россию»?

ЛП: — Совершенно верно. Думаю, что наверняка в структуре «Единой России» произойдут какие-либо изменения и кадровые и содержательные. Потому что главная ошибка «Единой России» на этих выборах в том, что они совершенно не учли настроений народа, а строили свою тактику и стратегию на корпоративном заказе. Надеюсь, руководство «Единой России» сделает правильные выводы. По большому счету, сильный не тот, кто выиграл, а тот, кто встал после падения. Иногда и поражение на пользу. Самара показала, что нельзя идти на поводу в местных элит, что нельзя так оголтело рисковать репутаций партии и ее лидеров. Репутацию, ее заработать трудно, на это у Лужкова, Грызлова, Володина и других годы ушли. А потерять-то репутацию легко… Интересно, что Титов и Лиманский для партии люди новые, а результаты деятельности уже такие «значительные»…

«Век»: «Единая Россия» уверена в победе на предстоящих в марте выборах в областную Думу. У нее действительно есть шансы победить?

ЛП: — Если в ее первых рядах не будет тех, кто провалил выборы в Самаре. Того же Лиманского. Хорошо, если в партии появятся представители от федералов, из Тольятти или набирающие силу молодые политики. ЕР всегда была и будет фаворитом любых выборов. Эта партия уже встала на крыло, запас прочности у нее большой. Просто ее в Самаре гложет кадровый голод, это действительно проблема и для ее решения осталось уже очень мало времени.

«Век»: Говорят, что объединения РПЖ с двумя другими партиями может отрицательно сказаться на ее имидже.

ЛП: — Наоборот. Дело в том, что имиджа как такового у РПЖ нет. Очень размытая программа, нет ясного позиционирования, не видна логика за что они «за» и «против». В тоже время у нее сейчас есть хорошая возможность выстраивать свою линию, создавать собственную концепцию развития. Победа РПЖ на нынешних выборах – просто стечение обстоятельств, которые накапливались годами, и, набрав критическую массу, вылились в кратковременную мощную политизацию электората и протестное, по сути, голосование. Из тех 57%, что набрал Виктор Тархов, про РПЖ знают не более 30%, а голосовали бы не больше 5%. При том, что потенциал партии просто огромный, а личностный ресурс ее лидера Сергея Миронова откровенно недооценен. Почему?

Я приведу пример. В среде накануне выборов Самару посетил внушительный десант единороссов из Государственной Думы. Там, поверьте, были и весьма уважаемы в Самаре люди. Другое дело хотели они с жаром агитировать за Лиманского или нет. Но приехали они к Лиманскому и за Лиманского. Приехали спеть песни вместе с «Любэ», промчались кортежем по улицам увешанным теми самыми скандальными билбордами с Лужковым и Грызловым. Для них был везде «зеленый» свет: в прайм-тайм на ТВ, радио, газеты, предприятия. И они отработали по полной программе.

В пятницу приехал Миронов. Четко, ясно и по существу «разложил» Лиманского и своих политических оппонентов в одном единственном эфире. Собственно кто вывел Тархова из состояния «грогги» после дебатов с Соловьевым? Миронов, Сысуев и Ильин. Группа поддержки Тархова оказалась более эффективной только по тому, что на их стороне была истина.   

«Век»: Как вы думаете, удалось ли Кремлю создать прообраз двухпартийной системы?

ЛП: — Об этом рано говорить, поскольку в Самаре не было противоборства двух партий. Повторюсь: наслоились факторы, которые находились вне поля межпартийной борьбы. Выбирали мэра, и ничего другого. Лейтмотив-то простой: уволь плохого мэра! Уволили.

«Век»: Выходит, партии по-прежнему далеки от народа?

ЛП: — Безусловно. В то же время это большая победа горожан. Люди поздравляют друг друга в автобусах, обнимаются на радостях у станков. Мало кто верил, что Лиманского можно переиграть. Не дай бог, если новый мэр и его команда не оправдают ожиданий людей. Они больше никогда не придут на выборы. На баррикады? Охотно. Но зачем нам всем сейчас баррикады, мы ведь только- только начинаем жить как люди.

26 октября 2006 12:28 | беседовал Валентин Колесник

Век

*