27 октября 1919 года командарм Туркестанского фронта М.В.Фрунзе и заместитель председателя Самарского губисполкома Леплевский направили в президиум ВЦИК телеграмму с просьбой приостановить эвакуацию в город учреждений и беженцев. «В Самаре свирепствует эпидемия сыпного тифа, — сообщали они. — Госпитали переполнены больными, ежедневно умирает до 200 человек».

Положение в городе было действительно катастрофическое. Не было топлива и электричества. Водопровод из-за отсутствия дров практически не работал. По этой же причине не работали прачечные, бани. На кладбищах неделями ждали захоронения трупы.

      К середине ноября удалось обеспечить работу водопроводной станции, отремонтировать пять бань, где население стало получать бесплатно мыло. Начали работу около десятка паровых дезинфекционных камер. В докладе о деятельности Самарской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом говорилось, что при существующем размере эпидемии все сделанное «кажется ничтожным, но если принять во внимание, что нет материалов, нет рабочей силы, нет белья, нет топлива, нет медикаментов и медицинского персонала, что все приходится добывать с огромными усилиями, то все сделанное можно считать большим шагом вперед».     

*