26 октября 1917 года вход в самарский кинотеатр «Триумф» осаждали возбужденные группы рабочих и солдат. «Мест больше нет! Поймите, зал переполнен» — убеждали контролеры, но народ не расходился. Через некоторое время к столпившимся у входа людям вышел человек в косоворотке и объявил: «Объединенное заседание Советов рабочих и солдатских депутатов переносится в театр «Олимп». Там места хватит всем». Так в Самаре начались события, связанные с установлением в городе Советской власти.

Заседание Советов открыл Валериан Куйбышев — профессиональный революционер, в свои 30 лет успевший трижды побывать в царских ссылках. Он сообщил собравшимся о вооруженном восстании в Петрограде и о победе питерских пролетариев. Зал встретил эту информацию бурей восторга. После доклада были оглашены две резолюции — рабочих города и солдат самарского гарнизона. Они отражали мнение крупнейших групп населения. В то время на самарских предприятиях работало около 60 тысяч человек, а в гарнизоне насчитывалось 70 тысяч солдат и офицеров. Обе резолюции содержали требование передачи власти Советам.

После этого начались выступления представителей политических партий. Большевики тоже высказались за передачу власти Советам. Эсеры и меньшевики были против. Однако резолюция большевиков получила перевес голосов в три с лишним раза. В ней говорилось: «Единственной властью в стране демократия Самары признает власть Советов». Около полуночи был избран революционный комитет во главе с Куйбышевым. Заседание Советов закончилось в 5 часов утра 27 октября.

Из «Олимпа» члены Ревкома перешли в Белый дом, где состоялось первое заседание революционного комитета. Его первым актом было постановление о революционном контроле самарского гарнизона, так как многие офицеры считали революцию бунтом черни. Комиссаром к начальнику гарнизона был назначен прапорщик 133 полка С.И.Мельников, его помощником — солдат 102 полка В.К.Блюхер, будущий маршал Советского Союза.

Первый документ Ревкома гласил: «Революционный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов Самары объявляет Самарскому гарнизону, что вся власть в Самаре 27 сего октября перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов в лице его революционного комитета». Далее говорилось, что все распоряжения, исходящие от начальника Самарского гарнизона действительны только в том случае, если они скреплены подписью комиссара или его помощника. На первом заседании ревкома было решено также закрыть кадетскую газету «Волжский день», а типографию использовать для нужд ревкома. В правительственный и железнодорожный телеграф, в штаб милиции и на милицейские участки также были направлены комиссары. В Самаре устанавливалась власть большевиков.

*