Несмотря на сложную экономическую ситуацию и вопреки мнению многочисленных скептиков, Россия продолжает оставаться в когорте ведущих космических держав и мыслит в этой сфере масштабными, перспективными категориями. Задел в ракетно-космической технике, оставленный нам в наследство СССР, настолько основателен, что он до сих пор эффективно используется в космических программах России. Но есть немало и принципиально новых разработок. Как заявил президент ведущего предприятия отрасли – Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Николай Севастьянов, специалисты РКК реализуют программу по коренному обновлению флота пилотируемых и грузовых космических кораблей.

Первый этап программы – модернизация орбитальной рабочей лошадки – космического корабля (КК) «Союз», с целью расширения его возможностей, снижения стоимости, повышения коммерческой привлекательности.

    Если сегодня «Союз» может доставить на орбиту и обратно двух профессиональных и одного непрофессионального космонавтов, то на модернизированном КК экипаж может состоять из одного космонавта-профессионала и двух космических туристов.

    Изменятся и возможности «Союза». Он сможет летать не только к Международной космической станции (МКС), но и к Луне. Модернизированный корабль будет способен возвращаться от Луны к Земле со второй космической скоростью, на нем планируют установить системы астронавигации и ряд других, необходимых для таких полетов.

    Модернизированный «Союз» будет запускаться, в том числе и с космодрома Куру во Французской Гвиане, с помощью новых ракет-носителей «Союз-2», отметил Николай Севастьянов. Первый пуск нового «Союза» запланирован на 2011 год.

    Второй этап программы модернизации РКК «Энергия» будет заключаться в создании многоразовой транспортной системы «Паром», которая заменит так называемые космические грузовики – транспортные корабли «Прогресс».

    Одноразовые «Прогрессы» сегодня доставляют на МКС по 2,5 тонны сухих и жидких грузов, а потом затапливаются в Тихом океане. В планах РКК решить задачу значительного, примерно в четыре раза, снижения стоимости доставки грузов. Для этого многоразовый орбитальный блок системы «Паром» должен находиться в составе станции, а с Земли к нему будут запускать двенадцатитонные контейнеры.

    Третий этап программы включает создание совершенно нового корабля «Клипер», сообщил глава РКК «Энергия». Он будет базироваться на технологиях, которые отработают во время реализации первых двух этапах. Бортовые системы – с модернизированного корабля «Союз», программные элементы – с системы «Паром».

    «Мы с особой надеждой смотрим на «Клипер». Это – транспортная промышленная система нового качества. Базой флота «Клиперов» станет Байконур. Отсюда корабли будут стартовать, сюда возвращаться. Это даст большой толчок развитию инфраструктуры космодрома. Для обслуживания флота «Клиперов» необходимо будет создавать полноценную эксплуатационную компанию», – заявил Николай Севастьянов Интерфаксу-АВН.

    Когда корабли серии «Клипер» начнут летать, отметил он, это позволит значительно увеличить и численность космонавтов. Примерно в три раза будет снижена себестоимость доставки грузов. С другой стороны, значительно снизятся перегрузки, возникающие при старте и посадке, что позволит расширить круг участников полетов.

    Напомним, что универсальный космический корабль «Клипер» будет иметь многоразовую возвращаемую капсулу, общую длину более 10 метров и стартовую массу до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. В нем, кроме опыта «Союзов», будут использованы решения по многоразовому теплозащитному покрытию и уникальная навигационная система отечественного челнока «Буран» с несчастливой судьбой.

    Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем «Союз» новичок будет удобней и вместительней. Разработчики уверены: он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране.

    Еще одно важное отличие «Клипера» от предшественников – система аварийного спасения. При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты. Также «Клипер» сможет менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться не только в Казахстане, но, например, и в России. У новичка более мощная энергетика, новая двигательная установка, другой способ выведения и современная элементная база. Все это характерные черты перспективного пилотируемого корабля нового века.

Андрей ГАРАВСКИЙ

25 Октября 2006 года

Среда

Красная звезда

***