Руководители РПЖ ощущают себя героями дня. Первый зампред партии Николай Левичев похвалил жителей Самары, так как «действие рождает противодействие». «Люди повели себя достойно, показав, что ни купить, ни запугать их не удастся. Все участники выборов прекрасно видели, кто и как нарушает закон, какой ценой обеспечивается победа старого мэра», — заявил Левичев «Газете».

Не на того поставили

Очевидный провал «единороссов» в Самаре можно объяснить в первую очередь «человеческим фактором» — Георгий Лиманский, руководивший городом девять лет, вступил в «партию власти» лишь за месяц до выборов, и его вряд ли можно назвать всеобщим любимцем. Прокуратура в мае-июне завела против Лиманского несколько уголовных дел о выделении земельных участков для строительства. Когда же его приняли в «Единую Россию», дело закрыли. «Граждане были в курсе дел мэра, но «единороссы» все равно поставили на непопулярного деятеля, — сказал «Газете» старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков. — Тем самым партия оказалась заложником своей привычной тактики опираться исключительно на первых лиц. «Единороссам» еще повезло, ведь разрыв между Тарховым и Лиманским мог быть больше в разы».

Николай Левичев также считает, что «Единая Россия» сама облегчила жизнь конкуренту, выставив Лиманского. «Даже те, кто раньше ничего не имел против «Единой России», высказались негативно к подобному шагу», — подчеркнул заместитель Миронова.

Ошибка «партии власти» повлекла потерю ценного кадра: накануне выборов председатель совета директоров Самарского резервуарного завода, двоюродный брат российского президента Игорь Путин не просто покинул «медвежьи» ряды и объявил о переходе в РПЖ, но дал большую пресс-конференцию, где подверг резкой критике свою бывшую партию. Его слова произвели сильное впечатление на местных избирателей, а в «Жизни» их оценили как «акт гражданского волеизъявления».

При этом Левичев подчеркнул, что пока Игорь Путин не является однопартийцем, хотя «если захочет, конечно, вступит», и что никто «не собирался проводить кампанию на ресурсе двоюродного брата президента».

Тем не менее действия президентского кузена свою роль сыграли.

Административный ресурс против «партии власти»

Несмотря на непопулярность в Самаре Лиманского, «Единую Россию» публичный проигрыш застал врасплох. Никто в «партии власти» не вспомнил об ошибках, зато речь сразу пошла об опротестовании результатов, поскольку «такого количества нарушений они еще не видали». Ирония судьбы заключается в том, что «медведи», которых обычно обвиняют в массированном применении административного ресурса, теперь считают потерпевшей стороной себя.

Например, заместитель руководителя самарского отделения «Единой России» Александр Живайкин жаловался на манипуляции со списками избирателей. «Каждые два часа количество избирателей увеличивалось в среднем на три тысячи человек. При этом оказывалось, что некоторые граждане голосуют по двум разным паспортам, а некоторые приходят на участки и там выясняют, что за них уже кто-то проголосовал», — заявил Живайкин «Газете». Кроме того, по его словам, среди голосующих «подозрительно высоким оказался процент людей, совсем недавно получивших временную прописку в городе».

В распространенном центральным исполкомом «Единой России» заявлении также сообщается о необходимости провести «тщательные проверки по всем фактам нарушений». «Для нас принципиально важно зафиксировать нарушения избирательного законодательства, чтобы не допустить подобных злоупотреблений на выборах в Самарскую губернскую думу в марте 2007 года», — подчеркивается в документе.

Кто жертва?

Однопартийцы Сергея Миронова, в свою очередь, утверждают, что «партия власти» все перепутала и истинные жертвы нечестной игры — это они, «жизненцы». «Дай бог, чтобы все нарушения, которые имели место в этой кампании, были подтверждены в независимых судах. Но я прогнозирую, что, если «Единая Россия» добьется публичных слушаний, это будет их второй политической ошибкой», — заявил «Газете» Николай Левичев. Слова своего заместителя подтвердил и Сергей Миронов. «Если уж и говорить о нарушениях в ходе предвыборной кампании, то

эти нарушения многократно допускались как раз командой Георгия Лиманского. И все факты нарушений зафиксированы, по этому поводу уже есть позиция Центризбиркома», — заявил Миронов. «Жизненцы» главным образом сетуют на незаконную агитацию в день голосования, а также на неубранные плакаты и баннеры в поддержку Лиманского, которые попадались на глаза и членам ЦИК, приехавшим следить за ходом выборов.

Избиркомы спокойны

Как сообщала вчера «Газета», по количеству нарушений второй тур самарских выборов действительно намного превзошел первый. Однако на вчерашней пресс-конференции представители местного и Центрального избиркомов заявили, что оснований для отмены результатов выборов нет. По словам главы горизбиркома Сергея Семченко, за 14 дней между первым и вторым туром было подано и рассмотрено 108 жалоб. 66 из них поступило в минувшее воскресенье. Тем не менее, как отметил Семченко, такая цифра не позволяет говорить о «массовых нарушениях».

Наблюдатель от ЦИК Евгений Колюшкин констатировал, что «серьезных нарушений, которые могут послужить причиной отмены выборов, нет». Но тут же назвал поистине удивительный факт: между двумя турами голосования список избирателей странным образом увеличился на 30 тысяч человек. «Мы будем разбираться в этой ситуации», — пообещал Колюшкин.

Другая скандальная ситуация в Самаре — с участка в Октябрьском районе почему-то не поступили результаты подсчетов бюллетеней. Семченко сослался на «сбой приема протоколов», поскольку из девяти членов ТИК осталось только четыре, и с ними не удалось связаться. И добавил, что результаты с последнего участка не изменят итог голосования.

Поиски «живчиков»

Поражение «Единой России» от «актуальных левых» должно стать поводом для серьезных размышлений — если, конечно, не возобладает точка зрения о нечестных технологиях. Ведь «единороссы» вряд ли ожидали, что конкурент, рейтинг которого не так давно колебался в пределах 1%, испортит им статистику.

Однако выборы в Самаре остаются скорее исключением из правил и не должны смазать картину триумфального шествия «Единой России» по стране. Самарская область все еще остается очагом публичной политики, но такие субъекты можно пересчитать по пальцам. В остальных, как правило, нет ни открытой оппозиции, ни площадок для дебатов в виде относительно свободной прессы, ни популярных деятелей.

По мнению заместителя директора Центра политических технологий Бориса Макаренко, главная заслуга Партии жизни в том, что она нашла «живого, ершистого политика», то есть Тархова. Возможно, поиски «живчиков» станут стратегией «актуальных левых». «Там, где РПЖ привлечет фигуры, пользующиеся популярностью, у нее будут неплохие возможности», — отметил Макаренко и добавил, что все «неершистые» политики уже состоят в «Единой России».

Итоги выборов в Самаре — это и есть торжество демократии?

Сергей Миронов / председатель Совета Федерации РФ, лидер Российской партии жизни:

«В данном случае это выбор народа. Самарцы категорически не хотели оставлять прежнего мэра у власти, потому что он развалил городское хозяйство. Мало того, местное объединение партии «Единая Россия» тоже не выдвигало Лиманского на этот пост — вопреки их мнению и мнению самих самарцев его просто выдвинули из Москвы! Результат закономерен».

Франц Клинцевич / заместитель председателя фракции «Единая Россия»:

«В принципе, конечно, это демократия. Другое дело, что все — и даже «единороссы» — знали, что в той ситуации, которая сейчас сложилась в Самаре, победит любой другой кандидат.

Общество уже не воспринимало Лиманского всерьез, и это было видно задолго до выборов. Но «Единая Россия» сделала невероятное, не дав проиграть Лиманскому разгромно. И дело тут не в принадлежности к той или другой партии. Просто людям надоело на этих начальников смотреть, когда у них самих крыша течет!

Просто смешно: что это за партия — Партия жизни?! Мы же с вами взрослые люди и все понимаем… Никакая это не партия, и шансов у нее нет! Просто ошибки «Единой России» при принятии отдельных решений сегодня привели к тому, что какие-то кандидаты Партии жизни возымели такой большой успех. А на самом деле никакого успеха нет, просто в Самаре ситуация такая».

Борис Немцов / член политсовета СПС:

«Я Тархова знаю сто лет, он был губернатором Самарской области еще тогда, когда я возглавлял Нижегородскую. Не от хорошей жизни он в Партию жизни вступил! Он понял, что без поддержки или хотя бы некой имитации поддержки Кремля ничего выиграть вообще невозможно. Тархов был вынужден в нее вступить, потому что понимает, что в стране есть крупные проблемы с демократией.

Однако хочу подчеркнуть, что победил он не потому, что стал ее членом. Во-первых, всех достал Лиманский (я неплохо знаю ситуацию в Самаре), а во-вторых, все более или менее позитивное идет от Тархова. То есть роль Партии жизни в этой победе равна нулю! Рискну предположить, что, если бы даже Тархов и не вступил в Партию жизни, он бы тоже победил.

Конечно, это пощечина действующему режиму, но, сидя в Москве, мы сейчас рассуждаем в терминах партий, а ведь на выборах мэра везде — и у нас, и на Западе — партийная принадлежность не имеет значения. Имеет значение личность! Другое дело, что сейчас в России не осталось демократии, то есть никто не спрашивает народ, поэтому все кандидаты и вынуждены примыкать к «партиям власти». Если, конечно, победить хотят. Что тут сказать? Вот такая у нас позорная суверенная демократия! И это ни в коей мере не похоже на американскую двухпартийную систему, потому что демократы и республиканцы в Америке живут вне Белого дома. Там двухпартийная система складывалась исторически, и у них не было единого центра принятия решений. А у нас нет истории, но есть Путин, его кабинет и его помощник Сурков. Взяли и создали двухпартийную систему».

Глеб Павловский / президент Фонда эффективной политики:

«Да, наверное, это и есть демократия, а в чем вопрос-то состоит? Как отдельные выборы, да еще и мэра, могут быть объявлены демократией вообще?! Да, там все-таки победил представитель номенклатурной оппозиции. Правда, оппозиция еще та — я бы сказал, партия замов, которые хотят подсидеть своих начальников. И почему бы им бы не иметь своего представительства?

Этой партии замов, конечно, немножко местный криминал помогал, но кому же он не помогает, если видит перспективу? Так что ничего особенного не случилось. Может, это кому-то не нравится, но это и есть демократия.

И это неправда, что партия «Единая Россия» и Партия жизни созданы каким-то единым центром. У нас центр — это Путин. Не сам же Путин партии создает! Просто подразделения администрации президента оказывают организационную и иную помощь при создании политических проектов. Но само по себе это не является деятельностью политической. Это просто помощь! А как же можно было создать партию без большого политического опыта Миронова, Бабакова и других?»

23.10.2006 / ОЛЕГ КОМОЦКИЙ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВ / САМАРА, АЛЕКСАНДР САРГИН

Материал опубликован в «Газете» №194 от 24.10.2006г.

"Газета"

*