В последнее время неожиданно часто ставли появляться сообщения о ЧП на море. Корабли терпят бедствие, теряют ход, оказываются в заложниках у пиратов, несмотря на новейшие навигационные приборы, спутниковую связь и постоянно совершенствующиеся системы спасения. «С судна поступил сигнал SOS», — с этой, ставшей привычной, фразы, начинается каждый рассказ о происшествии. И только специалисты или люди, тесно связанные с «морской» тематикой, знают, чем отличается SOS от современных систем морской связи при бедствии, и о том, что легендарное «спасите наши души» давно не звучит в эфире…

В 1960 и 1974 гг. в рамках Международной конвенции по безопасности жизни на море (Safety of Life at Sea — SOLAS) были приняты первые правила по радиооборудованию судов. Согласно эти документам, все суда вместимостью более 300 рег. т должны были иметь на своем борту в качестве обязательного оборудования приемники сигналов бедствия.

В 1972 г. Международная морская организация (International Maritime Organization — IMO) при участии Международного консультативного комитета по радиосвязи (International Radio Consultative Committee — IRCC) начинает изучение вопросов спутниковой радиосвязи в целях обеспечения безопасности мореплавания, что приводит к созданию в 1979 г. Международной организации морской спутниковой связи (Inmarsat).

В 1979 г. Международной конференцией по поиску и спасению на море принимает Международную конвенцию по поиску и спасению, намечающую в общих чертах план создания Глобальной морской системы связи при бедствии (Global Maritime Distress and Safety System — GMDSS), а в 1983 и 1987 гг. World Administrative Radio Conferences for Mobile Services были разработаны и утверждены правила и частоты, а также процедуры и требования к персоналу, задействованному в разрабатываемой системе.

Поводом к созданию новой системы связи полужил ряд недостатков применявшейся в то время системы оповещения в критических ситуациях на море. Последняя основывалась на том, что находившиеся в море суда несли непрерывную радиовахту на международных частотах бедствия и обязаны были иметь оборудование, с помощью которого была возможна передача сообщения о бедствии в пределах определенного района. Экипаж же судна, принявшего сигнал бедствия, должен был в кратчайшие сроки проследовать надлежащим курсом для оказания помощи. При среднем радиусе действия традиционных средств связи в 150-200 морских миль помощь судну, находящемуся в бедственном положении, могла поступать в основном от судов, находящихся в непосредственной близости.

Создание же Глобальной морской системы связи при бедствии предусматривало, помимо наличия на геостационарной орбите Земли специальных спутников, создание глобальной сети береговых станций и оснащение морских судов соответствующими терминалами связи. Беспрерывный контакт между всеми компонентами системы позволяет обеспечивать практически не ограниченный охват всей морской поверхности планеты.

В 1999 г. в связи с вводом в эксплуатацию Глобальной морской системы связи при бедствии был отменены давно ставшие традиционными позывные SOS. В официальном сообщении Международной морской организации об этом было сказано следующее: «Передача сигнала SOS зависит от азбуки Морзе и от самоотверженности радиста, не бегущего к спасательной шлюпке вместе со всем экипажем. Новая автоматическая система позволяет нажать кнопку непрофессионалу, а саму кнопку можно расположить в разных местах корабля, а не только в кабине радиста. Не вызывает сомнения, что ГМДСС должна увеличить гарантии спасения людей, следовательно, и число спасенных на море».

Вместе с тем, после 1999 г. сигнал SOS продолжал использоваться одновременно с новой системой оповещения — уже как дань традиции — службами береговой охраны Великобритании и Австралии, а также рядом судоходных компаний других стран.

РИА "Новости"

***