Второе место Фернандо Алонсо на заключительном этапе чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» позволило испанскому гонщику второй год подряд завоевать чемпионский титул. Победа в гонке на домашнем автодроме «Интерлагос» досталась Фелипе Массе из «Феррари», но это не помогло итальянской команде выиграть командное первенство — Кубок конструкторов также остался у прошлогоднего победителя французской конюшни «Рено». Третьим финишировал Дженсон Баттон из «Хонды».

Если перед бразильской гонкой кто-то и сомневался в окончательной победе Алонсо, то после квалификационных заездов даже у самого фанатичного поклонника Михаэля Шумахера развеялись последние надежды на чудо. Нет, в то, что Шуми может выиграть и стартуя с 10-го места, еще верилось, но для общего успеха требовалось, чтобы его соперник не набрал ни одного очка, — а это уже казалось фантастикой. У Алонсо есть в наборе чемпионских качеств приличная порция здорового прагматизма, позволяющая Фернандо сохранять спокойствие в самых непростых ситуациях.

Весь период, отведенный под тесты между двумя последними Гран-при сезона, команда «Феррари» усиленно запугивала соперников. Психологическая обработка началась с заявления о подготовленной специально для решающего боя модификации двигателя, развивающего 20 тыс. оборотов в минуту. Рекорды скорости, побитые на тестах в Хересе, подтверждали серьезность намерений команды из Маранелло. Две трети квалификации в Сан-Паулу пилоты скудерии держались вместе на первых строчках, но третья сессия развела партнеров в разные стороны. Масса, которому руководство позволило сменить раскраску комбинезона с традиционного красного на бразильский желто-зеленый, к удовольствию трибун выиграл «поул». Шумахера же опять подвела техника — проблемы с топливным насосом не позволили немцу совершить ни одного быстрого круга. Хорошо еще, что обошлось без смены мотора, иначе свою последнюю гонку он начал бы из последних рядов.

Впрочем, в карьере Михаэля бывало и не такое. Семь раз семикратному чемпиону мира приходилось стартовать с 10-го места или ниже, причем пять их них — в этом сезоне. Однажды, в Бельгии-95, ему удалось выиграть, уйдя в гонку с 16-го места. В этом году в Монако с 22-й позиции он финишировал пятым. Так что миссия представлялась трудной, но выполнимой. Путь наверх ему преграждали как вполне лояльные пилоты вроде пары из «БМВ», на машинах которых красовалась надпись «Спасибо, Михаэль», так и группа неуступчивых гонщиков, среди которых особняком стояли ребята из «Рено». Портить специально последний выход великого чемпиона никто не собирался, но и добровольно расступаться перед ним тоже.

Правда, на первом круге показалось, что Ник Хайдфельд как-то слишком настойчиво оттирает вторую машину «БМВ» Роберта Кубицы, освобождая дорогу именитому соотечественнику. Но в пылу командной борьбы случаются вещи и похуже. Как раз в тот момент, когда Шумахер, обогнав две «БМВ», «Тойоту» своего младшего брата и «Хонду» Баррикеллы, пристраивался к «Рено» Физикеллы, не поделили место под жарким тропическим солнцем два «Уильямса». В результате контакта обе машины лишились аэродинамических элементов — только на болиде Марка Уэббера оторвалось заднее крыло, а автомобиль Нико Росберга остался без переднего. Австралиец дотянул до боксов, где и закончил гонку, а обескрыленный немецкий пилот вошел «в штопор» и в повороте улетел в заграждения. Обломки машины отбросило на трассу, и организаторам пришлось выпускать машину безопасности.

Красивый обгон Физикеллы после рестарта закончился для Шумахера проколом колеса и вынужденной остановкой в боксах. «Вот и все», — подумалось в тот момент. Почти такой же прокол в подобной ситуации помешал Михаэлю выиграть в 1998 году заключительную гонку в Японии. Тогда Шумахер не смог добраться до пит-лейна, а титул достался Мике Хаккинену. Но на этот раз Шуми не отказался от борьбы, и самое интересное только начиналось. Конечно, вопрос о победе в чемпионате теперь был закрыт окончательно. Даже сход Алонсо уже ничего не решал. Михаэлю необходимо было наверстывать почти круговое отставание от лидеров, а после пит-стопа его заправленная под горловину «Феррари» с трудом настигала даже плетущихся в хвосте. 20 кругов понадобилось Шумахеру, чтобы вновь оказаться в десятке и начать все сначала.

Последующий прорыв войдет в тройку лучших гонок семикратного чемпиона мира. Даже небольшая ошибка при обгоне Кубицы только добавила зрелищности этому действу. Догнав Физикеллу, Шуми вновь испытал затруднение при обгоне: словно уткнувшись в невидимую стену, «Феррари» потеряла скорость, и «Рено» тут же набрала дистанцию. Но эта секундная заминка все-таки не помешала Михаэлю справиться с итальянцем кругом позже. Расстроенный Джанкарло после этого выехал на обочину, едва не лишив команду возможности завоевать Кубок конструкторов.

Пришлось Шумахеру повозиться и со своим сменщиком в «Феррари». Райкконен сопротивлялся даже больше Физикеллы, чуть не впечатав Михаэля в стену. К сожалению, тройка лидеров, среди которых неожиданно оказался поднявшийся с 14-го стартового места Дженсон Баттон, была слишком далеко. Но будь дистанция гонки кругов на десять длиннее, как знать, кто бы стоял на верхней ступени пьедестала. На последнем круге, словно на прощание, Шумахер выдал быстрейший круг — 76-й и последний в своей карьере.

Шумахер ушел, но в этот момент на трассе «Интерлагос» меньше всего думали о прощании с великим гонщиком. Обезумевшая торсида отплясывала бешеную самбу, празднуя успех, которого все бразильцы ждали долгих 13 лет. Именно столько бразильские гонщики не побеждали на домашнем Гран-при. Масса стал пятым бразильцем, выигравшим дома. Четыре его предшественника становились чемпионами мира. Хорошая статистика.

Дмитрий СИТНИК

N°195

24 октября 2006

Время новостей

***