Место на обочине. Большую дорогу оплатят магазины
Торговым учреждениям, возможно, придется со следующего года платить за «подключение» к дорогам. Министр транспорта Игорь Левитин, вызванный в минувшую пятницу на правительственный час в Государственную думу, рассказал журналистам, что его ведомство предлагает брать деньги с супермаркетов, расположенных вдоль федеральных автотрасс. Такие платежи, по его словам, предусмотрены концепцией федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации», которую разработал Минтранс. Законопроект намечено внести на рассмотрение Госдумы в марте 2007 года.
По мнению министра, сейчас крупные торговые центры западного типа, возведенные на окраинах Москвы и других больших городов России, бесплатно затрудняют жизнь автомобилистам. Он отметил, что на крупных автодорогах одна-две правые полосы движения фактически не работают, поскольку на них скапливаются машины, ожидающие въезда на стоянки при супермаркетах.
Г-н Левитин также подчеркнул юридически небезупречный характер «подключения» таких центров к дорожной сети, сказав, что часть супермаркетов была возведена возле магистралей без согласования с дорожниками. Г-н Левитин сообщил, что впредь все придорожные объекты должны будут платить за такое «подключение». На собранные с них средства будут оборудованы дополнительные полосы, которые разгрузят трассы в проблемных местах. Оборудование подъездов к магазинам без согласования с местными властями отныне должно быть исключено.
Министр не сказал, во сколько обойдется коммерсантам юридически корректный доступ к федеральным дорогам. Он, однако, пообещал: «На новых автомагистралях мы планируем оборудовать минимальное количество таких съездов». Логично ожидать, что в будущем расположение съезда будет определяться по результатам конкурса среди близлежащих супермаркетов. Наиболее щедрая из коммерческих точек получит право запустить клиентов на свою стоянку непосредственно с дороги. А чтобы добраться до конкурирующих магазинов, водителям придется немного попетлять.
Необходимость привлечь новые внебюджетные источники для финансирования дорожного строительства министр объяснил тем, что возможности федерального бюджета заметно отстают от потребностей отрасли. Расходы бюджета на эти цели растут, сообщил г-н Левитин депутатам. По его словам, в 2006 году в 1,4 раза по сравнению с 2005 годом увеличен объем финансирования ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог. В результате расходы на капитальный ремонт федеральных дорог и мостов по сравнению с 2005 годом увеличены в 1,7 раза.
Однако трассы все же разрушаются быстрее, чем их успевают ремонтировать. В 2006 году только 37% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, сообщил г-н Левитин. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, то, по прогнозу Минтранса, к 2010 году на дорожной сети с учетом территориальных дорог в нормативном состоянии останется не более 15% протяженности.
***