Их адрес — Советский Союз. Deep Purple нашли свою аудиторию в "Олимпийском"
В спорткомплексе «Олимпийский» выступили Deep Purple. С 1996 года легендарная британская рок-группа регулярно осчастливливают своими визитами своих многочисленных фанатов на просторах всего бывшего СССР. В свой нынешний тур Deep Purple включили кроме Москвы не только уже знакомые им Киев и Екатеринбург, но и Казань и Алма-Ату.
Ян Гиллан даже с закрытыми глазами может угадать реакцию московских меломанов на каждый хит Deep Purple
Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ |
В том, что британские рокеры считают более целесообразным расширять географию своих концертов, но не их репертуар, убедилась ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Беспрецедентная любовь русских меломанов именно к Deep Purple имеет, пожалуй, довольно простое объяснение – в отличие от своих куда более именитых по западным понятиям современников, Deep Purple играют не нечто уникально свое, а образцово-показательный хард-рок вообще. Именно поэтому у них нет последователей – только подражатели. У «темно-пурпурных» практически нечего заимствовать. А выдержать тот высочайший уровень исполнения и «звериный» драйв, который рок-патриархи демонстрируют и сегодня, не может практически никто. На концерт в «Олимпийский» пришли не только солидные господа, лелеющие воспоминания о своей лихой юности, но и многочисленные тинейджеры.
Сами Deep Purple прекрасно отдают себе отчет в том, что в России их воспринимают как некий эталон рок-музыки как таковой: в программы своих концертов они часто включают настоящие антологии самых сакраментальных хитов «всех времен и народов». Так, на концерте 2000 года в «Лужниках» меломаны слышали не только непременные «Smoke In The Water» и «Black Night», но и «Blue Suede Shoes» из репертуара Элвиса Пресли, и вариации на тему роллинговской «Paint It Black», и самые знаменитые рифы Led Zeppelin. В том, что Deep Purple и вправду мыслят себя как голос целой рок-эпохи, убеждает и их последний альбом «Rapture Of The Deep». Это глубокое, величавое и благородное сочинение заставляет вспомнить не только вершины классического Deep Purple (в том числе и новаторский симфо-роковый альбом 1969 года, у российских меломанов именующийся «April»), но и тот же Led Zeppelin (в альбоме трудно не расслышать реминисценции гениального «Kashmir») и чуть ли не Doors.
Впрочем, на московском концерте тура, вроде бы последовавшего за выпуском альбома, прозвучали от силы две вещи с «Rapture Of The Deep». Все остальное время было посвящено программе, достойной стандартного сборника «Best Of», которой Deep Purple c небольшими вариациями радуют отечественных фэнов в каждый из своих нередких визитов. Впрочем, кто же пожалуется на необходимость еще раз прослушать «Into The Fire», «Strange Kind Of Woman», «Fireball», «Space Truckin», «Highway Star» или совсем уж антикварную «Hush». Что же до «Smoke On The Water» и «Black Night», отсутствия которых российские меломаны ни за что бы не простили любимой группе, то по идее Deep Purple могли бы и не париться, исполняя их целиком. После первых же аккордов «Олимпийский» вполне слаженно затягивал их сам. Впрочем, для британских рокеров исполнение хрестоматийных хитов было хоть и обязанностью, но отнюдь не тягостной. Седовласый Ян Гиллан, одетый, словно респектабельный, но демократичный западный «отпускник», в голубые джинсы и белую рубаху с закатанными рукавами, кажется, вообще воспринимал участие в шоу как этакую разновидность фитнеса: он старательно-резво пропрыгал весь концерт. А в конце даже совершил довольно рискованное упражнение, свесившись со сцены, чтобы выловить с помощью микрофонной стойки британский флаг, который через головы секьюрити таки дотянул ему какой-то фанат.
На этот раз Deep Purple не слишком настаивали на том, чтобы поиграть со своими слушателями в «Угадай мелодию». Всевозможные реминисценции украшали только соло гитариста Стива Морза и клавишника Дона Эйри – относительных «новичков» в составе легендарной группы. На концерте им было отведено достаточно личного времени, чтобы попытаться доказать, что они ничем не уступают своим легендарным предшественникам Ричи Блэкмору и Джону Лорду. Их соло показались этаким музыкальным культуризмом. Каждая цитата – будь то попурри из хард-роковых рифов и европейской классики (некстати напомнившее Вивальди в исполнении Ванессы Мэй) у Стива Морза или комплимент местной публике в виде импровизации на темы «Подмосковных вечеров», «Я иду, шагаю по Москве» и чуть ли не «Боже, царя хорони» у Дона Эйри – были чем-то вроде классических культуристических стоек, демонстрирующих надлежащую развитость мускулатуры.
При всей своей виртуозности эти затянутые соло были неизбежной данью тому своеобразному молодецкому китчу, которым так часто грешат даже самые заслуженные хард-роковые группы. Судя по последнему альбому, Deep Purple вовсе не грешат им, но, видимо, слишком хорошо знают свою российскую аудиторию, которую они не хотят лишать привычных радостей.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 198 (№ 3529) от 21.10.2006, СБ
***