Скучно точно не будет. Возможно, после ухода из "Формулы-1" Михаэля Шумахера этот вид спорта снова, как когда-то, станет зрелищным
На протяжении двенадцати лет, с момента прощания со спортом французского Профессора Алена Проста и гибели бразильского Волшебника Айртона Сенны, «Формула-1» переживала странный период. За предыдущие четыре десятилетия болельщики привыкли с восхищением наблюдать за противостояниями гигантов: Хуан-Мануэль Фанхио против Альберто Аскари, Грэм Хилл против Джима Кларка, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Прост и Сенна — на каждого гения всегда находился равновеликий соперник. Однако с появлением Шумахера настали времена тотальной гегемонии одного человека.
Столь ощутимое превосходство Шумахера над остальными пилотами грозило падением зрительского интереса. Но гонки, превращавшиеся, как правило, в монотонную карусель с заранее известным победителем, в первую очередь наскучили руководству “Формулы-1”. Неслучайно за “шумахеровский период” оргкомитет “Ф-1” вдоволь поупражнялся в изменении технического и спортивного регламентов, чтобы хоть как-то внести интригу в чемпионат. Берни Экклстоун, бессменный руководитель “Формулы-1” и большой поклонник Михаэля Шумахера (хотя британец никогда не афишировал свои пристрастия — должность не позволяла), сейчас должен быть серьезно обеспокоен: никто не может предсказать, как отразится на финансовом благополучии “Ф-1” уход великого пилота.
Гениальность Шумахера бесспорна: в начале карьеры он вытянул в элиту не хватавшую звезд с неба команду “Бенеттон” (сейчас это преуспевающая команда “Рено”), затем проделал то же самое с находившейся в затяжном кризисе “Феррари”. Вряд ли кто-то полагает, что успехи этих команд при Шумахере — чистое совпадение навыков хорошего гонщика с прогрессом техники. Просто немец удивительным образом умел работать в команде. С другой стороны, победы Шумахера почти никогда не были зрелищными. Он редко совершал обгоны на трассе, предпочитая на пару с блестящим стратегом, спортивным директором “Феррари” Жаном Тодтом оттачивать нюансы тактической борьбы. Дважды Шумахер пытался выиграть титул, забывая о духе fair play: в 1994-м в Аделаиде безнаказанно выбил с трассы своего прямого конкурента Дэймона Хилла; в 1997-м за аналогичный маневр против Жака Вильнева был дисквалифицирован и лишен вице-чемпионского звания.
У Шумахера за его карьеру в “Формуле-1” практически не было равных по масштабу соперников. По скорости и чтению гоночных ситуаций с ним мог сравниться разве что Мика Хаккинен, успевший отхватить два титула в авторитарную эру Шумахера, по харизме — тот же Вильнев, по популярности среди болельщиков — ирландец Эдди Ирвайн. Но другого всестороннего гонщика, обладавшего бы и редким талантом пилота, и умением подавать себя широкой публике, за эти 12 лет так и не нашлось. Делать выводы о действующем чемпионе мира испанце Фернандо Алонсо пока рано. Кстати, именно благодаря Алонсо Михаэль уйдет, пережив напоследок чуть ли не самый интересный сезон, в начале которого он почти безнадежно отставал, затем героически догнал и закрутил на финише чемпионата красивую интригу.
По итогам предыдущего этапа чемпионата в Японии все могло быть еще торжественнее, но получилось, пожалуй, справедливее: сгоревший в Сузуке мотор на “Феррари” немца — разумная плата за многие годы бесперебойной работы. Перед последней гонкой в карьере Михаэль Шумахер отстает в общем зачете от Алонсо на 10 очков. Это означает, что стать чемпионом мира в восьмой раз немец может только если будут соблюдены два условия сразу: сам он в Бразилии победит, а испанец займет место ниже восьмого. Такое стечение обстоятельств кажется невероятным. Но мало ли было чудес в карьере семикратного чемпиона?..
*