«Мой кайф теперь, деточка, — это ужин без изжоги», — объясняет старый фокусник Чудини своей юной американской подружке. В роли фокусника — Вуди Аллен. В роли начинающей журналистки, розанчика эдакого невежественного, со скобкой на зубах, косолапыми ножками и в очках, — красавица и умница Скарлетт Йоханссон.

Рядом с ней, признается Аллен, все оживает, она умнее, быстрее и энергичнее его самого: «А ведь я всегда считаю, что остроумнее и находчивее меня никого нет, поэтому если кто-то меня неизменно превосходит, у меня это вызывает неподдельное восхищение». Возможно, Скарлетт вовсе не так умна, но семидесятилетний Вуди постарел. И наконец решил этого не скрывать.

Сняв Скарлетт Йоханссон в драматической роли в «Матч Пойнт», где он сам так и не появился на экране, Аллен сочинил новый комедийный сценарий, в котором нашел место для двоих. Так появился этот дуэт недотеп, старого и малого. Себе Вуди оставил свою обычную роль — еврейского интеллектуала-неудачника, на этот раз развлекающего публику забавными фокусами, а для Скарлетт придумал нечто вроде Бриджитт Джонс — невинной, наивной, чувственной и непосредственной. В этой паре явно побеждает молодость. Скарлетт в очередной раз доказала свою способность к перевоплощению, умение легко обрисовать характер и спокойно следовать законам жанра.

История действительно легче легкого. Как перышко, как диет-кола, как кислородный коктейль. Маститый журналист, любимец коллег, мастер расследований, вот досада, — внезапно умер. И по дороге в царствие небесное разговорился с попутчицей, от которой и узнал невероятную и уж безусловно сенсационную информацию. Ключ к разгадке серийных убийств! Пришлось срочно материализоваться и передать сведения — ну, тому, кто попался под руку, — приехавшей в Лондон на каникулы студентке из Бруклина. Девушка оказалась не столько сообразительной, сколько везучей, и, подхватив под мышку кстати подвернувшегося соотечественника, принялась за слежку.

Объект ее подозрений режиссер Аллен выбрал очень удачно. Миллионера и аристократа Питера Лаймана играет красавец Хью Джекман — австралийский супермен, атлет, красавец и отличный драматический актер. И надо признаться, второй партнер Скарлетт подходит ей, пожалуй, еще больше первого.

Водевильный сюжет, малый бюджет, немного декораций в виде английских улиц и парков — все это напоминает старые театральные постановки времен Оскара Уайльда: милые глупости, легкие шалости и бездна остроумных реплик. Но «Сенсация» не интеллектуальная комедия.

Будто вспомнив молодые годы, Вуди отказывается от тонкости и психологичности, рефлексии и сарказма. В отличие от другого знаменитого комика — Чарли Чаплина (неслучайна, видимо, и профессия его нового героя, выступающего в варьете), постаревший Вуди не отяжеляет своего героя сочувствием или лирикой. Комический папаша — это все, чем он довольствуется, хлопоча вокруг своей прекрасной подопечной, и оставляя роли главных героев и любовников более молодым актерам.

Те черты, что были фирменными в ролях Вуди, так сказать, классического периода, — нескладных интеллектуалов, неудачливых в любви ипохондриков, вечных жертв собственных неврозов и страхов, — Ален сохранил и в этой картине, но если раньше они вызывали горчившую усмешку, то теперь — только веселый смех. Нынешний персонаж Вуди не взывает к сочувствию, он как будто пародирует сам себя и таким образом действительно добивается забытой уже легкости.

Снимая в Лондоне, Вуди как будто оторвался от каких то отяжелявших его работы последнее время корней — он стал шутливее, веселее и прозрачнее. Британские критики после «Матч Пойнт» упрекали Аллена в том, что в его фильме «убийство в высшем обществе совершается в манере низших классов» и таким образом «погибают и социальное правдоподобие, и искусство».

В новой картине Вуди Аллен как нарочно вламывается в совсем уж аристократические верхи и располагается там в дешевом рыжем пиджачке вполне вольготно, «со всем своим уважением» и карточными фокусами. Он и в «Матч Пойнт» призывал не относиться к истории серьезно, нафаршировав фильм, снятый почти «по Достоевскому», чуть ли не цитатами из «Властелина колец» и музыкой из известных опер. Новый фильм и вообще идет в сопровождении «Танца маленьких лебедей», который начинает звучать ровно в тех местах, где новоявленные детективы, как им кажется, подходят к зловещей разгадке.

Авторская ирония по-прежнему присутствует в фильмах Вуди, но теперь она направлена на сам жанр. Аллен начинал с фильмов, пародирующих жанровые штампы (например, снимал пародию на фильмы о Бонде «Казино Ройял», 1967). Теперь он снимает не злую пародию на всю киноиндустрию, а может быть, и на всю нынешнюю культуру, не отказываясь и от иронии по отношению к самому себе — семидесятилетнему режиссеру, актеру и сценаристу, по-прежнему делающему по одной картине в год и не собирающемуся останавливаться. Даже тогда, когда единственной востребованной сенсацией становится поиск серийного убийцы.

Алена СОЛНЦЕВА

N°193

20 октября 2006

Время новостей

***