Сотовые компании разрешили своим клиентам делиться деньгами «по телефону» с другими абонентами. Этот на первый взгляд удобный сервис на практике может разорить пользователей мобильной связи. Мошенники уже начали активно ее использовать, чтобы поживиться на доверчивых абонентах. Эксперты предупреждают: особенно внимательными следует быть владельцам дорогих «умных» мобильников. Там в роли злоумышленника может выступить вирус.

Операторы сотовой связи любят придумывать всякие новшества. Которые иногда становятся головной болью для их клиентов. На этот раз так произошло с новой услугой компаний МТС и «ВымпелКом», позволяющей переводить деньги со счета на счет «по телефону». Для этого достаточно набрать определенную последовательность символов (в МТС) или отправить SMS-сообщение (в «ВымпелКоме»), а потом подтвердить перевод — тоже по телефону.

Этой простотой и пользуются мошенники, рассылая абонентам сообщения (по SMS или электронной почте), склоняя их к добровольному списанию средств со своего лицевого счета. В них, как правило, рекламируется какая-нибудь акция, принять участие в которой можно отправив конкретное сообщение по определенному номеру. Или, например, говорится, что абонент выиграл бонус, активировать который можно с помощью нехитрых манипуляций. На руку мошенникам играет и то, что многие абоненты просто не знают о существовании новой услуги и уверены, что платят всего лишь за отправку SMS-сообщения. В действительности же они переводят определенную сумму (иногда немаленькую) злоумышленникам.

Иногда деньги утекают и вовсе незаметно. Вместо текстовых рассылок мошенники прибегают к массовому распространению вирусов, которые самостоятельно «набирают» нужные номера или отправляют SMS-ки, обнуляя счет абонента. Правда, разорить за раз зловредная программа может только абонентов МТС, где общая сумма ежедневных переводов не ограничена. Клиентам «ВымпелКома» повезло больше — в день они могут расстаться всего с 1500 руб. Но в большей степени защищены от мошенников как раз пользователи МТС, где процедура перевода денег на другой счет требует введения пароля, который знает только сам пользователь. Впрочем, если пароль набирался на этом телефоне ранее, вирусу не составит труда его «вычислить», — предполагают специалисты.

Заметим, что если первый вариант, предполагающий ручной перевод денег, нацелен на всех сотовых абонентов, то второй — вирусный -преимущественно на владельцев дорогих мобильников (например, смартфонов или коммуникаторов), имеющих операционную систему (владельцев таких трубок в России пока сравнительно немного — чуть более миллиона человек). «Хотя уже появились вредоносные программы, умеющие несанкционированно отправлять SMS-ки и с самых обычных телефонов», — сокрушается эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.

Что же делать, если ваши деньги внезапно улетучились подобным способом. Сотовики говорят, что пострадавшему следует обратиться к ним с соответствующей жалобой. Но можно ли таким образом гарантированно вернуть деньги — большой вопрос. Во всяком случае, пользователи, столкнувшиеся с этой напастью, утверждают на интернет-форумах, что шансов восстановить справедливость 50х50. А специалисты говорят, что главное — осторожность. «Абоненты должны максимально внимательно относиться к различным предложениям, поступающим по SMS, и не спешить реагировать на нежданные запросы», — предупреждает Гостев.

Каких звонков следует опасаться?

Самый популярный в последнее время «развод»: абоненту звонят с известных радиостанций и сообщают, что он выиграл приз. Но чтобы его получить, нужно купить карту экспресс-оплаты (как правило, самую дорогую) и назвать ее ПИН-код. Никакого приза, разумеется, «счастливчик» не получает, а его деньги благополучно перетекают в карман мошенников.

Порой злоумышленники наглеют еще больше и представляются менеджерами сотовых компаний. В этом случае абонентам предлагают бесплатно перейти на новый, более выгодный тарифный план. Правда, с другим лицевым счетом, который нужно активировать. Сделать это несложно — нужно всего лишь перевести на него $200-400.

А иногда и вовсе разыгрывается целый спектакль. Мошенник звонит жертве и, имитируя голос родственника, сообщает, что попал в неприятную ситуацию (например, совершил ДТП или задержан с наркотиками). А то, что голос не похож, — так это из-за плохого качества связи и волнения. Затем мобильник передается «милиционеру», который говорит, что готов отпустить несчастного, но только за крупную сумму денег. Дальше действие может развиваться по-разному. Чаще всего напуганный человек встречается с мошенником и отдает ему требуемую наличность. Но иногда жертву просят купить карты экспресс-оплаты и сообщить их ПИН-коды. Ошарашенный абонент часто не понимает, насколько абсурдно такое требование (к тому же его ежеминутно поторапливают), и ведется на удочку преступников.

Финансовые известия

***