Исследование, проведенное учеными австралийского Университета Аделаиды по заказу страховой компании NRMA и государственной программы по безопасности дорожного движения, показало, что даже незначительное увеличение скорости выше допустимого предела резко увеличивает шансы возникновения ДТП. По словам исследователей, многие автомобилисты не видят ничего страшного в превышении скоростного лимита в 60 км/ч всего на 5 км/ч. Но при этом они не учитывают, что тем самым автоматически увеличивают шансы возникновения аварии.

При тщательном анализе данных об авариях, в которых пострадали или погибли пешеходы, ученые пришли к выводу, что риск попадания в ДТП удваивается при повышении скорости на 5 км/ч. Выяснилось, что если при скорости автомобиля 65 км/ч шансы попадания в аварию в два раза больше, чем у автомобиля, едущего при 60 км/ч, то при скорости 70 км/ч шансы столкновения возрастают в четыре раза. Для машин же, двигающихся медленнее 60 км/ч, риск попадания в аварию пропорционально уменьшается.

Констатируя, что основная причина увеличения возможности ДТП – это сокращение времени реакции водителя, ученые не открывают Америки. Но озвучиваемая ими конкретика заставляет призадуматься. Среднее время, в которое водитель реагирует на изменение обстановки на дороге, составляет 1,5 секунды. А в случае если он слушает громкую музыку, разговаривает по мобильному телефону или же находится в нетрезвом состоянии – целых 3 секунды! Взяв за основу среднее время реакции трезвого водителя, едущего в тишине, специалисты университета рассчитали ситуацию, когда два автомобиля, едущие со скоростью 60 и 65 км/ч, могут встретить на дороге подростка весом 50 кг на велосипеде, которого они условно нарекли Сэмом. Выяснилось, что водители, до того как они одновременно выжмут тормоз, проедут различный путь. Автомобилист, едущий со скоростью 60 км/ч, проедет 25 метров, а тот, у которого на спидометре 65 км/ч, – 27,1 м.

Различие всего в 2,1 м могло бы показаться незначительным, если бы к расстоянию, которое проезжает машина до нажатия на педаль тормоза, не добавлялся тормозной путь автомобилей, который в первом случае составит 13,9 м, а во втором – 16,3 м. В итоге до полной остановки один водитель проедет 38,9 м, в то время как другой – 43,4 м. Если Сэм появится в 40 метрах от машины, то первый автомобиль сумеет остановиться, не задев его. В то время как другой врежется в Сэма на скорости 30 км/ч, что достаточно для летального исхода велосипедиста. Если же гипотетический третий автомобиль в подобной ситуации ехал бы со скоростью 70 км/ч, то столкновение произошло бы на скорости 45 км/ч.

В заключение исследования австралийские ученые добавляют, что автомобили с обтекаемыми формами и низкой крышей с наклонными ветровыми стеклами при столкновении с пешеходами наносят меньшее количество травм, чем высокие машины с вертикальным ветровым стеклом, например, джипы. И задают риторический вопрос: насколько оправдан риск увеличения скорости свыше 60 км/ч? Ведь если в первом описанном случае водитель отделался бы только легким испугом, то во втором его ждало бы судебное разбирательство вне зависимости от того, погиб велосипедист или был бы покалечен.

www.autosphere.ru

***